Человек-контрактник вместо солдата-срочника

И. о военного комиссара АРК рассказал «Газете»: независимо от того, будет призыв этой осени последним или очередным, Крым готов полностью перейти на контрактную службу

Полный переход украинской армии на контрактную службу, запланированный на эту осень, похоже, откладывается. Президент Украины Виктор Янукович заявил, что для этого надо обеспечить военных жильем, повысить денежное довольствие, так что «окончательное решение о сроках будет приниматься с учетом возможностей государства». Согласно Концепции реформирования и развития Вооруженных сил Украины, армия сможет отказаться от срочников не позднее 2017-го. А Крым уже готов: зарплату военным подняли, жилье есть, желающих служить больше, чем вакансий. Об этом «Газете» рассказали и. о. военного комиссара АРК полковник Сергей Маслюк и начальник отдела комплектования полковник Владимир Грицаюк.

Маленькая, но боевая

– Говорили, что уже этой осенью, украинская армия перейдет на контрактную службу, что этот весенний призыв последний. Вам, военным, понятно, чем это хорошо для службы и для страны. А объясните нам, гражданским.

В. Г. Мы проводим еще минимум два призыва, весенний и осенний. Приоритет перехода вот в чем: солдат-срочник служит зачастую потому, что его Родина призвала, а не по своему искреннему желанию. Государство тратит на него 24 тысячи в год, весь год его учит. А человек-контрактник в течение первых месяцев проходит обучение по специальности, на которую его берут, и служит по своему желанию. Армия должна быть небольшая и профессиональная.

– Украинская армия пытается перейти на контракт еще с 2008 года. Что теперь произошло такого, что и у остальных войск появилась надежда выполнить эту задачу?

В. Г. Финансирование. У бюджета страны прежде не было возможности обеспечить контрактников достойной зарплатой. Но после того как будет оптимизирована численность личного состава – из 180 тысяч человек останется 110, нам удастся поднять зарплату. Будут определены перспективные воинские части, остальные расформируют, а личный состав распределят по другим.

– Раз уж вы заговорили о деньгах. Есть мнение, что армия нам обходится чрезвычайно дорого, в то время как техника безнадежно устаревает, а боевая подготовка оставляет желать лучшего. Что ответите?

В. Г. Боевая подготовка идет полным ходом: парни водят танки, пилотируют самолеты, ездят на стрельбы. Сейчас все делается для создания боеспособной армии.

– А зарплата? Сколько контрактники сейчас получают?

В. Г. В первый год службы – около трех тысяч гривен. И еще обед, а если на сутках — трехразовое питание.

– И что, желающих устроиться по контракту много? Правда, что на службу просится много женщин?

С. М. За полтора месяца мы уже отобрали 311 человек, это очень много, учитывая, что за полгода надо девятьсот. Желающих служить больше, чем мы можем взять! Женщины очень хотят служить, но у нас должностей для них мало. Может, и получился бы неплохой снайпер из женщины, но это решает Министерство обороны. Взять полки связи, где 50% – женщины, так там половина по жизни в декрете. А на ее должность никого нельзя поставить!

– Сколько Крым себе набирал срочников и сколько потребуется контрактников?

В. Г. Всего республиканский военкомат за год призывал около 2,5 тысячи для всей Украины. В Крыму оставались около восьми сотен. Контрактников на это полугодие нам надо 900, а на срочную службу весной должны призвать «для себя» 750.

– Где будет служить крымчанин, заключи он контракт?

– У нас 48 перспективных частей в Крыму: Военно-морские силы, Воздушные и Сухопутные войска. В основном они в Севастополе, Феодосии, Керчи, Евпатории, Симферополе.

С военруками, но без патетики

– То, что контракт теперь будут заключать не на 3 и 5 лет, а на год, это хорошо?

В. Г. Это хорошо. Человек за год сможет разобраться, его это или не его, и потом или продлит контракт, или через год уволится.

– После того как наша армия перестанет набирать срочников, что ждет военкоматы?

С. М. Основная функция комиссариата – воинский учет, чтобы в случае необходимости провести мобилизацию. Когда срочный призыв отменят, 17-летние юноши будут становиться по месту жительства на учет. Еще военкомат отбирает кандидатов на контракт и в военные вузы. Наша цель – разрекламировать, отобрать, убедить и отправить в войска!

– Кстати, о военнообязанных. Наши читатели жалуются: в военкоматах Кировского и Советского районов им уже два года не выдают военные билеты. Говорят, бланков нет.

С. М. Как раз на этой неделе будем получать, так что через неделю пусть приходят. Если опять не дадут, звоните на горячую линию 22 -75- 02.

– Что ждет военные кафедры? Пока есть срочная служба, они для многих способ откосить от армии. Когда призыв закончится, кафедры закроют?

В. Г. Ну, знаете, военные кафедры – это еще и один из видов подготовки офицеров запаса! Они получают знания по специальностям, которые не дают в военных вузах, и младшими лейтенантами приходят на службу. По желанию.

– Военруки в школах тоже останутся?

В. Г. Допризывная подготовка прописана в концепции, на нее дается 140 часов в год. К сожалению, проводится всего 70, так решило Минобразования Украины.

– А не кажется вам, что система воспитания молодых военных несколько устарела? Многие военруки – бывшие замполиты, по сей день проповедуют свои «долг» и «патриотизм». Для старшеклассников это просто слова...

С. М. (кивает) Но мы стараемся военно-патриотическое воспитание проводить теперь не словом, а делом. Вот, например, в симферопольской «Зарнице» в прошлом году участвовали 27 школ, а в этом 40. Проводим стрельбы, школьники стреляют из автомата боевыми патронами и после все хотят в армию пойти!

Защитник Родины или уборщица?

– Какой риск ждет армию из-за отказа от срочного набора? Солдаты ведь были дешевой рабочей силой: мыли, белили, пилили, копали и красили. Кто это будет теперь делать? У пограничников, например, с этим были проблемы: некому было даже в кабинетах полы мыть, и это просили делать контрактников....

В. Г. Ну вот, смотрите, мы вчера работали в части №36, в Перевальном, они отказываются с июля от такого явления, как караул. В него будут ходить теперь не срочники, а Государственная служба охраны, по договору. Финансировать будет Министерство обороны. Так и с уборкой, будем заключать договоры.

– Но все равно пройдет время, пока создадут должности служащих-уборщиц. Кто будет полы мыть, пока уборщиц не наймут? Контрактники?

С. М. Нет, они должны заниматься своим делом! Индивидуально в каждой части будет решаться вопрос. У нас, например, в штате уже есть уборщицы. Будут электрики, сантехники.

– Вот вы говорите «своим делом». Срочник, в случае чего, сможет защитить Родину, у него достаточно для этого навыков?

С. М. Конечно, сможет. Проводится боевая подготовка, стрельбы...

– Чем срочная служба полезна парням, кроме возможности устроиться потом в органы или охранником?

С. М. А вы не замечали: тот, кто отслужил, приходит возмужавшим.

– Я замечала, что многие служившие «срочку» до конца жизни потом не моют полы и не чистят картошку! Говорят, что это им в армии осточертело.

В. Г. Картошку уже не чистят. А вообще, извините, каждый должен убирать после себя! Парень подтягивается, становится дисциплинированным. И что немаловажно, он понимает, как любит своих родителей. Сейчас молодежь, сами знаете, пап, мам ни во что не ставит. А как послужит годик...

С. М. Вон, сосед мой дембельнулся, так подтянутый, на второй день на работу устроился. Здороваться даже начал!

– Что будет с казармами, в которых сейчас живут срочники? Их переоборудуют в общежития для контрактников?

С. М. Да, это будут кубрики на двоих-троих, с кухонькой, туалетом, душем. Но девушку туда не приведешь, общежитие на территории военного городка.

Для офицеров в Евпатории и Феодосии обеспечение жильем – супер, приходят, и через год-два уже с квартирами. Контрактник с его нынешней зарплатой, если заведет девушку, может и жилье снять. А как женится, встанет на учет, мы и ему квартиру дадим.

Беседовала Валентина Воробьева