Как мечта о квартире на Южном берегу стала явью

Ее обладательница уже рассказывала в «Газете» (номер от 22 августа с. г.) о том, как искала варианты приобретения квартиры на ЮБК, как наконец нашла подходящий вариант и рискнула…

Итак, сегодня я подписала договор-купли продажи на новую квартиру – день, которого ждала несколько месяцев, поглядывая, как буквально на глазах поднимаются этажи строящегося дома. Но все по порядку!

Мечта о новой квартире (старая, в отдаленном крымском поселке вместе со всей многоэтажкой пришла за 90-е годы прошлого столетия в состояние, невозможное для проживания: отключено отопление, вода, нет газа) погнала меня за границу на заработки. Спустя четыре с лишним года, когда заробитчанством я была сыта по горло, вернулась в Крым с не очень большими, заработанными тяжким трудом деньгами и принялась искать подходящий – в соответствии с накопленным капиталом – жилищный вариант.

Это оказался так называемый строй-вариант. Суть его в том, что деньги выкладываешь буквально за воздух или за место, где дом только планируется, доверяя (иногда безосновательно) фирме, взявшейся за строительство жилья. Первым документом, который я получила, был договор задатка (да и то «строители говорили, что его «можно и не пописывать»). Единственное, чем я подкрепила это свое рискованное решение, – поинтересовалась списком будущих соседей, его анализ (там было несколько небольших начальников ) позволил предположить, что обмануть не должны...

Четыре месяца после внесения задатка я, пробегая мимо стройки, наблюдала, как загорелые дочерна рабочие возводили дом: вот роют котлован, заливают фундамент, а вот уже бригада каменщиков гонит внутренние стены из ракушечника на этажах. Наконец появились в проемах металлопластиковые окна, крыша, и начались внутренние отделочные работы.

Что же, мне повезло: график работ, обещанный в договоре задатка, выдерживали, начали оформлять документацию на квартиру: поссовет, БТИ…

Пришло время подписывать у нотариуса договор купли-продажи – главный правоустанавливающий документ на владение недвижимостью. Правда, сначала пришлось доплатить за… балкончик, вернее, за получившиеся при строительстве «лишние» 2,5 метра, как раз и соответствовавшие балкону. Оказывается, это нормальная практика, когда в ходе возведения дома метраж квартир варьируется, так как трудно рассчитать заранее точную площадь. По крайней мере, так мне было пояснено, и я поспешила заплатить, потому что курс валюты, особенно в период выборов, вещь труднопрогнозируемая. Я и так за полгода потеряла значительную сумму в гривнах, когда летом евро стал стремительно падать. Хорошо хоть деньги лежали на депозитах, и проценты в какой-то мере компенсировали потерю. Впрочем, неудобство депозита в том, что часто за деньгами необходимо ехать в головной офис, тратя опять же деньги и время.

Итак, мне позвонили из офиса строительной фирмы и сообщили, что документы на дом подготовлены и можно подписывать договор. А для этого необходимо оплатить так называемый «вытяг» БТИ – извлечение из электронного реестра прав собственности на недвижимое имущество; оценку БТИ; 1% – взнос в Пенсионный фонд; госпошлина – 1%; налог с дохода – 5% (по квитанции нотариуса – оплата в банке, который за услуги взял 1% от суммы) плюс услуги нотариуса, то есть в моем случае – около 8 тысяч гривен. Впрочем, по договоренности эти расходы могут нести обе стороны: 50 на 50. Фирма брала на себя подготовку документов, расходы на оформление техпаспорта квартиры, регистрацию в поссовете и т. д.

При подписании договора нотариус уточнила сумму сделки, потому что некоторые идут на занижение стоимости квартиры, чтобы уменьшить сумму расходов при оформлении документов. Но это чревато для покупателя: при расторжении договора по разным причинам ему вернут ту сумму, которая указана в договоре купли-продажи, а не фактически выплаченную.

В обязанности нотариуса при подписании договора также входит проверка «чистоты» квартиры, то есть не находится ли данная жилплощадь под арестом, в чьей-то собственности и т. д. Именно поэтому мне посоветовали немедленно подать договор на регистрацию в БТИ, чтобы застолбить первой право собственности. И еще: по словам нотариуса, приняты изменения в законодательстве, грядет реорганизация работы БТИ. Тем, кто захочет, например, продать свою недвижимость, с января следующего года нужно будет сначала перерегистрировать эту жилплощадь по новым правилам.

Итак, договор купли-продажи отдан в БТИ на регистрацию (стоила эта процедура – в обычном режиме, когда надо ждать до месяца, – 221 гривну; если необходимо быстро – за 3 дня – около 400 гривен, а если немедленно – как договоришься).

А пока я нашла мастеров и начала в квартире так называемый ремонт. За свои деньги я получила, как сегодня принято, стены и общую площадь. То есть нужно делать стяжку и утепление полов, заниматься штукатуркой и шпаклевкой, разводкой труб и установкой сантехники… Но об этом – в следующий раз.

Тина Симонова
Карикатура Игоря Лукьянченко