Александр Форманчук: 18 мая должно быть днем траура и скорби, а не днем политических акций и заявлений

Политолог предполагает, что траурный митинг в Симферополе может перерасти в политическую акцию против власти

Сегодня в автономии проходят традиционные траурные мероприятия, посвященные 69-й годовщине депортации крымских татар. К сожалению, из года в год многие деятели, не только на полуострове, но и за его пределами не стесняются делать политику на этой памятной дате, и день скорби по ушедшим превращается в политический спектакль. 2013-й не стал исключением: весна ознаменовалась обострением противостояния внутри крымскотатарского национального движения и ростом напряженности в отношениях между крымской властью и меджлисом. Своим мнением о том, чего ждать от нынешнего 18 мая, и о взаимоотношениях крымской власти и меджлиса с «Газетой» поделился сопредседатель Ассоциации политологов Крыма Александр Форманчук.

– Александр Андреевич, сегодня одновременно с траурными мероприятиями в Симферополе проходит финальный этап политической акции оппозиции «Вставай, Украина!» в Киеве. Считаете, это простое совпадение или, как утверждают некоторые крымскотатарские общественники, стремление под прикрытием митинга провести протестную акцию против власти?
– Так сложилось исторически, что единственным союзником меджлиса являются так называемые национал-патриотические силы, которые в эти дни проводят всеукраинскую акцию «Вставай, Украина!». В Крыму у инициаторов этой акции, кроме части крымских татар, подверженных влиянию меджлиса, политических союзников больше нет. Оппозиционеры подчеркивали, что назначение завершающего аккорда протестной акции на 18 мая связано с Днем Европы, который отмечается в этот день, а в Крыму 18 мая – день траура. Но это не просто совпадение. Мустафа Джемилев, являющийся народным депутатом от «Объединенной оппозиции», считает своим долгом использовать траурный митинг как вклад меджлиса и свой личный в эту акцию. Можно прогнозировать, что в ходе траурного митинга будет звучать достаточно жесткая и воинствующая риторика по адресу прежде всего крымских властей и Анатолия Могилева, а также руководства Украины. Эти события – акция «Вставай, Украина!» и траурный митинг – логически связаны между собой и координируются одними и теми же людьми из руководства оппозиции. Потому я убежден, что крымским властям на сегодняшнем митинге делать нечего. 18 мая должно быть днем траура и скорби, а не днем политических акций и заявлений.

– Выходит, крымские татары, которые придут сегодня на площадь Ленина, сами того не желая, будут втянуты в эту политическую акцию, ведь далеко не все крымские татары поддерживают оппозицию?
– Безусловно. Это чистая манипуляция общественным сознанием, потому что большинство крымских татар приходят на этот митинг вспомнить о безвинно погибших людях и помолиться за них. Традиционный молебен по жертвам депортации, конечно же, будет проведен. Но затем будут выступления и обязательно резолюция митинга, за которую должны будут проголосовать. Митинг и резолюция уже будут лишены этой моральной тишины и будут больше насыщены воинствующими политическими заявлениями. Можно предположить, что резолюция будет достаточно жесткой, в русле тех требований, которые будут приниматься в Киеве руководителями протестной акции оппозиции.

– Поговаривают, что в тексте резолюции ее авторы намерены потребовать отставки Анатолия Могилева с поста председателя Совмина...
˜– Это чистая демагогия,. Ничего, кроме демагогии, лишенной каких-либо серьезных оснований, это требование не содержит. Не меджлис назначает Могилева, и не меджлису требовать его смещения. В Крыму стабильная структура власти, Партия регионов является доминирующей политической силой, и поколебать эту ситуацию сегодня практически невозможно.

– В свете обострения конфронтации между крымскотатарскими организациями стоит ли ожидать провокаций и столкновений во время сегодняшних траурных мероприятий?
– Я думаю, помимо словесных выпадов по адресу друг друга, никаких провокаций не будет. Это было бы очень безнравственно как с одной, так и с другой стороны по отношению к памяти жертв, которые понес крымскотатарский народ. Ни меджлис, ни его оппоненты не должны переходить ту грань, за которой они могут быть подвергнуты презрению со стороны народа. Для крымских татар это день памяти, и эту память не нужно осквернять жесткими политическими противостояниями.

– В одном из своих недавних интервью Мустафа Джемилев заявил о том, что нынешние отношения меджлиса и крымской власти едва ли не самые худшие за последние 10-12 лет. В чем все-таки причина и каков выход из этой ситуации?
– Анатолий Могилев воспринимает меджлис как нелегальный этнический орган, который находится в ситуации глубокого системного кризиса с точки зрения доверия к нему соотечественников. Процесс возвращения крымских татар на полуостров практически завершен, процесс их обустройства вступил в финальную стадию, но интеграция крымских татар в украинское сообщество по-прежнему требует определенных мер. И главным препятствием на пути к этой глубокой интеграции как раз является меджлис. В первую очередь не снято главное требование, принятое на 1-м курултае в 1991 году, – создание в Крыму национальной государственности крымских татар. В этом вопросе Могилев и Джемилев – жесткие оппоненты. Могилев не признает многие политические требования меджлиса, но с точки зрения решения социально-экономических проблем крымская власть, как и государство в целом, свои обязательства перед крымскими татарами выполняет. Поэтому для снижения существующей напряженности в отношениях первым делом необходимо развести политику и социально-экономический блок вопросов.


Беседовал