Кто нагадил в тылу Тылового

В Байдарской долине – некогда самом чистом районе полуострова – появилась большая стихийная свалка. «редакция» выясняла, кто в этом виноват и до каких пор Крым будут безнаказанно заваливать мусором

Горы земли, камней, мешки, коробки, пластиковые ведра, канистры, бутылки, куски утеплительной пены и старая обувь валяются на фоне золотистых холмов. Здесь не пахнет целебными степными травами и птицы не вьют гнезда. В этом гадюшнике и человеку находиться неприятно, поэтому он, наследив, спешит поскорее убраться восвояси. Остается только мусор. Незаконная свалка у заброшенной воинской части сразу за табличкой «Тыловое», в шести километрах от знаменитой оптическими иллюзиями Скельской пещеры за три месяца разрослась на четыре с половиной тысячи квадратных метров.

– Туда езжайте, – жительница села Наталья Ивановна показывает, где нам искать свалку. – Месяц назад туда еще самосвалами возили, а теперь уж нет. Конечно, нам такое соседство не нравится! Зачем к нам в село грязь сыпать? Было красиво, а теперь кругом помойки.

Люди жили здесь еще пять тысяч лет назад, о чем свидетельствуют Скельские менгиры – каменные глыбы у села Родниковского (бывшее Скеля). Веками долина сохраняла свою первозданную красоту, имела славу самого чистого в Крыму района, но пришел и ее черед. Сначала в селе Широком появилась гигантская свалка, а когда ее семь лет назад закрыли, как метастазы на месте не удаленной до конца опухоли, стали разрастаться новые.

Въезд на поле, на котором, по словам Натальи, и есть та самая свалка, перекрыт кучей земли. Идем пешком и натыкаемся на земляную насыпь размером с поле для мини-футбола. На глинистой земле еще видны следы шин – такое ощущение, что ее ровняли. Неужели свалку законсервировали?

Вокруг ни души, ближайший дом примерно в пятистах метрах, улица Лазурная, 4. Жилец со своего балкона кричит нам, что тут не свалка, а частная собственность – эту землю недавно купили. И отсылает нас на другую сторону села: «Новая свалка за воинской частью».

Объект на пригорке и спрятан от любопытных глаз редкой лесополосой. Немного поднявшись, обнаруживаешь картину, описанную выше: рассредоточенные по территории невысокие кучи бытового и строительного мусора, свежие следы от шин.

Мы подежурили на месте – может, приедут самосвалы. Приехали мужики на «Жигулях», заехали на площадку, посмотрели на нас, покрутились немного и уехали. Уехали и мы в Орлиновский поссовет, чтобы спросить, как они собираются решать мусорную проблему
– А это не на нашей территории, – не без удовольствия говорит зампред поссовета Светлана Фролова. – За воинской частью уже территория Балаклавской администрации. Беспокоит ли нас эта свалка? Нас все беспокоит, поэтому мы вывозим мусор даже между селами. Почему и там не уберем? Не уберем однозначно, это большие деньги, это частная собственность, туда не поедем. На собственника той земли есть письма и в прокуратуру, и в милицию. Пусть убирает за собой. В поселках вывоз мусора организован: частный предприниматель вывозит его на Первомайский ТБО раз в неделю. Стоит семь гривен с человека, ветеранам и инвалидам скидки.

На улице Лазурной, поясняет она, частная собственность, паевая земля. Владелец распорядился таким образом, что засыпал плодородный слой земли неплодородным слоем земли. Имеет право. А по поводу свалки надо спрашивать в Балаклавской райгосадминистрации.

Первый заместитель председателя Балаклавской РГА Владимир Руденко соглашается: свалка наша, но как она там появилась – неизвестно.

– Мы узнали о ней три месяца назад, но еще там не были, – говорит он. – Мы на бюджетные средства ликвидировали в этом году много несанкционированных свалок, но туда еще не доехали. Надо узнать, чей там мусор и кто хозяин земли. Если будет установлен хозяин, свалку будет убирать он, а если нет – уберем за бюджетные средства и поставим шлагбаум, чтобы машины уже туда не проехали.

Свалки, говорит Руденко, в Балаклаве явление частое, район составляет три четверти от территории Севастополя, половина – горно-лесистая местность, где можно сбрасывать самосвалы мусора, оставаясь незамеченным. Как только комиссия по обращению с бесхозными отходами получает информацию о новой несанкционированной свалке, начинаются розыски ее владельца. Но в половине случаев его так и не удается найти, и завалы разбирают за государственные деньги.

– Мы хотим создать еще комиссию по благоустройству и устраивать засады, чтобы видеть, куда и откуда фуры с мусором идут. А что поделать, будем сидеть в кустах, – храбро заявляет чиновник.

Начальник управления государственной службы по борьбе с экономической преступностью УМВД Севастополя Андрей Тарасенко сообщил, что его сотрудники тоже были на месте, провели разбирательство и теперь передали материалы в инспекцию, чтобы там оценили масштабы ущерба. Ответ должны получить в течение 30 дней. О подозреваемых пока не говорят – тайна следствия. Не нашли времени ответить на наши вопросы в прокуратуре Балаклавского района Севастополя.

А вот в Государственной экологической инспекции Севастополя сотрудники оказались сговорчивее. Инспектор госэкоинспекции Александр Геновский сообщил «Газете», что в прошлом месяце, прибыв на свалку по предписанию прокуратуры, видел там технику строительной компании ООО «Композит», а в следующий раз – компании «Трансбуд».

– Работяги говорят: нам дали указание руководители, вот и возим, – рассказывает Геновский. – Позавчера мы направили материалы в Балаклавскую прокуратуру и земинспекцию, чтобы узнать, чья это земля и разрешил ли владелец ее замусоривать. Наказание зависит от суммы ущерба, нанесенного экологии, мы его только начинаем считать. А за несанкционированное размещение отходов и загрязнение земель административная ответственность, штраф от 340 до 1360 гривен.

Информацию о том, что мусор в Тыловое возят со стройплощадки пансионата «Мрия» в поселке Понизовка на Южном берегу Крыма, где строительство якобы ведет ООО «Композит», а мусор будто бы вывозит компания «Трансбуд», мы проверили, позвонив в офисы компаний (они находятся в Донецке). В «Композите» обещали перезвонить и прояснить ситуацию, но не только не позвонили, а и сами перестали отвечать на звонки. В «Трансбуде» рявкнули: «Никаких комментариев» – и бросили трубку. На сайте «Композита» есть новость, датированная 12 мая этого года: «Завершение демонтажных работ зданий и сооружений на территории санаторно-курортного комплекса «Мрия», расположенного на земельном участке по адресу: пгт Симеиз, пос. Понизовка».

Но мы, как говорится, никого за руку не поймали и поэтому утверждать, что виновны именно эти компании, не можем. В Орлиновском сельсовете шепнули: «Композит» – солидная контора и такими грязными делишками заниматься не станет. Назвали даже фамилию того, кто по их версии виновен, – собственника земли.

Но, по закону, до решения суда указать ее мы не можем. «редакция», передав полученную информацию в контролирующие органы, будет следить за развитием событий.

Обратите внимание

Мусор травит тех, кто его терпит

Сейчас в Крыму действует около пяти полигонов ТБО, все они переполнены. Единственный в Крыму мусоросортировочный завод в Саках проблему с утилизацией отходов решить не может. Власти автономии активно ищут инвесторов, которые смогут предложить экологически чистый и выгодный крымчанам проект и вложат в строительство перерабатывающих заводов деньги. В следующем году, по словам мэра Алушты Станислава Колота, начнется строительство мусоросортировочной линии возле Алуштинского полигона ТБО. Это позволит оставлять на свалке только 30% отходов, остальное будут сортировать и передавать на вторичную переработку, используя мусор в качестве сырья.

Но многое зависит и от самих крымчан: они должны сортировать мусор, не выбрасывать его где попало и, зная, что возле них образуется свалка, не быть такими пассивными. Председатель Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир» Виктор Тарасенко призывает с теми, кто превращает полуостров в свалку, бороться с помощью жалоб, скандалов и шлагбаума.

– Крым завален мусором, стихийных свалок больше пятисот, и это больших, «официальных», а сколько еще мелких, сколько мусора закапывают в огородах? А люди бороться с этим ленятся, машут руками: та, бесполезно. А что же будет, когда все это начнет гореть? Будут задыхаться. Со снегом и дождем токсины от свалки проникнут в грунтовые воды, через них – в овощи и фрукты. Они все отравят. Надо бить тревогу, писать властям, во все инстанции. Перекрывать дорогу самосвалам с мусором, в конце концов!

На фото: село Тыловое, 13 ноября. Если этот мусор оставить здесь, его увидят еще внуки наших правнуков. Одна пластиковая бутылка, к примеру, разлагается 450 лет, а их тут столько, что невольно задумаешься: либо строители выпивохи, либо к созданию свалки подключились местные.

Валентина Воробьева
Фото Светланы Борисовской