«Энергия Чебаркульского болида – почти 20 Хиросим»

Ученые изучили состав метеорита, взорвавшегося в пятницу, но власти утверждают: никаких осколков не находили! «редакция» выясняла, куда могли деться его обломки

Атака метеорита на Челябинск, произошедшая в прошлую пятницу, обрастает подробностями. Увеличивается количество пострадавших – по последним данным, их более тысячи (первоначально цифра была в два раза меньше), причем двое после сердечного приступа в реанимации. Выявилась «стекольная» проблема: в городе выбито около ста пятидесяти тысяч квадратных метров окон, и хотя уже восстановили остекление в 58% зданий, собственных запасов стекла не хватает и его везут из соседних областей. Тем временем, в хозяйственных магазинах аврал: народ скупает ДСП и полиэтилен, чтобы заткнуть дыры в квартирах. А вокруг осколков упавшего метеорита разыгрывается, похоже, детективная история.

Сотрудники Уральского университета, отправившиеся на озеро Чебаркуль, чтобы исследовать место возможного падения метеорита, объявили: осколки небесного пришельца найдены!

– К самой полынье на озере, оставшейся от падения космического тела, наших специалистов не допустили спецслужбы, – рассказал журналистам Виктор Гроховский, член комитета Российской академии наук АН по метеоритам. – Но метрах в сорока от оцепления удалось обнаружить россыпь черного твердого вещества, напоминающего осколки скальной породы в количестве 53 штук. Эти обломки размером от пары миллиметров, до сантиметра. После проведенных анализов их внеземная природа была подтверждена. Найденные образцы содержат около 10 процентов железа.

И в то же время губернатор края Михаил Юревич, глава комиссии по расследованию ЧП, вчера официально заявил: в Чебаркуле обломков метеорита обнаружено не было. Дескать, место предполагаемого падения неоднократно обыскивали водолазы, но безуспешно, многометровая же прорубь на льду озера – дело рук рыбаков. Поиски метеорита в том районе прекращены, остается надежда обнаружить следы в стокилометровой зоне на северо-запад от Челябинска (там работает поисковая группа из восьми вертолетов МЧС).

Но предприимчивые люди решили ковать метеоритное железо, пока горячо: осколками уже торгуют в Интернете. Челябинцы выкладывают фотографии камней, якобы найденных в районе цинкового завода (в минувшую пятницу крыша предприятия рухнула от ударной волны, и по городу ходят упорные слухи, что в нее угодил метеорит). Цена – от 600 до 13 000 долларов за один космический сувенир. Одновременно предлагают и помощь в быстром оформлении кредита тем, кому «не хватает денег на уникальную покупку».

Жители поселков вокруг Челябинска тоже усиленно собирают всевозможные черные камешки. По информации МЧС, больше всего сообщений о том, что нашли осколки метеорита поступает из села Депутатское, где один из камней, якобы, даже проломил крышу дома и упал прямо под ноги перепуганным хозяевам. Все сообщения проверяются, подозрительные камни изымаются, но никаких официальных комментариев по этому поводу пока нет.

Продажа метеоритов – экзотический, но вполне устоявшийся бизнес. Судя по предложениям специализированных интернет-магазинов, ассортимент и цены этого товара весьма разнообразны. Можно, например, за 13,5 тысячи гривен купить маленький (50 граммов), но редкий – прозрачный метеорит, найденный в Аргентине. Можно за семь тысяч приобрести трехкилограммовый космический камень, обнаруженный в Швеции. А можно, по 20 гривен за грамм, купить осколки метеоритов, найденных на Дальнем Востоке, в Магаданском крае или Финляндии. Также предлагаются различные изделия и сувениры из метеоритов (самые распространенные предложения – кулоны и ножи с добавлением метеоритной стали, цена которых может достигать тысячи долларов за штуку). Однако, как уверяют ученые, 90% таких предложений – обман. Во-первых, слишком много небесного металла предлагают дельцы – притом, что сыплются из космоса в основном камни. Во-вторых,
подлинность изделия по закону должна быть подтверждена сертификатом государственного образца, а сертификат «на метеориты» выдавать запрещено по закону – они являются предметами национального достояния любой страны мира.

На фото: Эти осколки сотрудники Уральского федерального университета нашли на льду озера Чебаркуль, куда, предположительно, упал кусок метеорита.

Фото Александр Хлопотов

«Метеориты падают по всей Земле»

«Почему метеорит, упавший в Челябинской области, взорвался, и на этом месте ничего не нашли?», – спросила «редакция» Александра Вольвача, доктора физико-математических наук, заместителя директора по научной работе Симеизского отделения Крымской астрофизической обсерватории.

– Ничего не нашли, потому что небесное тело разрушилось на высоте около 20 км над поверхностью Земли. Взрыв метеорита произошел из-за гигантской кинетической энергии, которая при скорости 65 тысяч км в час делает любой космический объект очень опасной взрывчаткой (При этой скорости метеорит так разогревается, что земная атмосфера для него, как бетонная стена, он как бы разбивается. – Ред.). Он по разрушительной силе мощнее тротила, а в данном случае его энергия равна почти 20 атомным бомбам, сброшенным на Хиросиму. По информации сотрудников Уральского университета, вокруг полыньи в озере найдены осколки метеорного вещества. По оценке ученых, возраст этих осколков – около 4-5 млрд. лет, это хондрит – каменный метеорит с содержанием примерно десяти процентов железа. Такие метеориты хорошо изучены наукой. Около 85% выпадающих на Землю метеоритов – как раз хондриты.

– Почему все метеориты падают в один регион, в Сибирь? Вспомнить хотя бы Тунгусский. И в окрестностях Челябинска метеорит падал в 1933 году, потом в 40-х...

– Они падают по всей поверхности Земли. Например, недавно, в ночь с 12 на 13 декабря прошлого года подобный метеорит, но меньшего размера упал в Черное море у берегов Турции, вызвав панику и очередную волну слухов о приближающемся конце света у населения.

– В НАСА говорят, что метеорит и астероид были из разных потоков, потому что у них разная траектория?

– Да, как стало ясно уже после проведения анализа – это разные события. Метеорит прилетел из главного пояса астероидов (он расположен между орбитами Марса и Юпитера. – Ред.). При таких скоростях небесные тела резких поворотов не совершают.

– В чем сложность слежения за такими объектами для обсерватории?

– Одна из задач обсерватории, обеспечивающей космическую безопасность страны, это обнаружение крупных астероидов, больше километра в диаметре. Мы эту задачу выполнили на 90%. Сейчас работаем над новой: обнаруживать 90% опасных тел больше 140 метров в диаметре. Для этого у нас есть проект запуска телескопа, который бы отслеживал астероиды крупнее 30 метров. Создается программа наблюдений, которая будет за день предупреждать о приближении космического тела крупнее семи – десяти метров.

Почему так важны программы космической безопасности (на эти задачи, допустим, НАСА получает около 20 миллионов долларов в год)? По нашей классификации, падение космического тела до 65 метров в диаметре способно вызвать локальную катастрофу. Как это и случилось в Челябинской области. А свыше – до 100 метров – уже может обернуться глобальной катастрофой. Несмотря на то, что ученые КрАО открывают почти 80% всех космических объектов (и в том числе частицы размером до 10 см), наши технические возможности ограничены. Допустим, отслеживание солнечной активности ведется круглосуточно сетью обсерваторий всего мира. А по космической безопасности такого глобального слежения нет. Для его развития необходимо финансирование.

Жанна Барышникова.