Хоть и миллиардер – и нам с вами пример

Олигарх Виктор Пинчук стал первым украинцем, поклявшимся отдать половину своих капиталов на благотворительность. Этим он не только помогает бедным, но и воспитывает своих детей

Пинчук и еще 11 богатейших людей из России, Австралии, Британии, Индии и Таиланда присоединились к движению The Giving Pledge (клятва дарения) – инициативе Билла Гейтса (основатель компании «Майкрософт») и Уоррена Баффета (владелец холдинга Berkshire Hathaway). Уоррен и Билл основали это движение 13 лет назад с целью «подвигнуть самых богатых людей жертвовать большую часть состояний на филантропию». Пожертвования можно сделать при жизни или посмертно. При этом клятва является только моральным обязательством и не заверена юридически.

Богатейшие люди планеты из девяти стран в возрасте от 28 до 97 лет обязались инвестировать в образование, здравоохранение, медицинские исследования, социальные услуги. Сегодня «поклявшихся» уже 105, в их числе Дэвид Рокфеллер, Джордж Лукас, Марк Цукерберг, совокупное состояние ста пяти членов оценивается в 500 миллиардов долларов, а двенадцати новичков – в 61 миллиард. Кто-то из участников движения, как Билл Гейтс, уже успел передать большую часть своего состояния на благотворительность, кто-то – только начал, а кто-то до сих пор ограничивается обещаниями. Фамилии уже поделившихся и только обещающих фонд огласке не предает – заявление ведь декларативное.

Поначалу в этот кружок филантропов вступали только американцы, потому что богачи из других стран относились к идее делиться своими капиталами скептически. В Китае и Саудовской Аравии, например, культурные стереотипы не позволяют выставлять добрые дела напоказ, да и не принято выносить капитал из семьи. А в Украине Гейтса поначалу попросту не поняли: владелец корпорации «Интерпайп» миллиардер Виктор Пинчук, чье состояние Forbes оценивает в $3,74 млрд., признается, что раньше отказывался от участия, потому что думал, будто, вступив в GP, он обяжет себя сотрудничать с конкретными фондами и организациями. На форуме в Давосе Гейтс таки переубедил нашего олигарха.

– Постсоветская трансформация прошла очень болезненно для Украины. Некоторые из нас использовали появлявшиеся возможности, чтобы заработать свои состояния. Сегодня пришло время вкладывать в благотворительность, чтобы как можно больше граждан смогли получить пользу от этих инвестиций, – заявил Пинчук, давая клятву перечислить половину своих богатств благотворительным фондам.

Надо сказать, Пинчук не жадничал и раньше. Благодаря ему в Украину приезжали с бесплатными для украинцев концертами Элтон Джон и Пол Маккартни, именно он создал галерею «Пинчук Арт Центр» и даже оплатил лечение писателя-фантаста Роберта Шекли, имевшего несчастье загреметь в одну из киевских больниц (американец Шекли оказался не настолько богат, чтобы болеть в Украине).

Вместе с Пинчуком к инициативе Гейтса-Баффета присоединился хозяин холдинговой компании «Интеррос» и «Норильского Никеля», россиянин Владимир Потанин (состояние $14,5 млрд.). Он заявил, что своим шагом надеется возродить в России моду на филантропию, а в GP передаст большую (ударение на «о») часть своих денег.

«Но как же их дети?» – спросите вы. Ведь и у Потанина, и у Пинчука, да и у остальных богатейших мира сего есть наследники, которые, еще забавляясь первой своей серебряной погремушкой от «Тиффани», готовились «работать олигархами». А папы взяли и отдали деньги чужим людям!

Но, оказывается, члены движения GP делятся капиталами в том числе (а может и в первую очередь) для того, чтобы сыновья и дочери под тяжестью миллиардов не выросли бездельниками. Потанин, например, решил, что после его смерти активы перейдут не по наследству, а в специальный трастовый фонд, основной задачей которого будет благотворительность. Таким образом, он и обеспечит своей семье достойное существование, и даст стимул зарабатывать самостоятельно.

– Если вы хотите сделать ребенка счастливым, дайте ему миллион, но если хотите погубить – дайте миллиард, – пояснил свое решение Потанин. – За годы в бизнесе я четко понял, что большие деньги – это тяжелое бремя для наследников. Ребенок думает: все, жизнь закончилась, чего еще хотеть? С верхней ступени пьедестала первый шаг всегда вниз. А я бы хотел дать возможность моим детям начать самостоятельную жизнь с шага наверх, со взлета.

В этом Потанин взял пример с остальных участников движения «поклявшихся».
– Дети должны работать и сами добиваться успеха, но при этом чувствовать родительскую заботу, – считает Гейтс, выделивший своим троим отпрыскам из 50 миллиардов только 10 миллионов.

Баффет (у него тоже трое детей) заявил, что оставит своим детям «достаточно денег, чтобы они могли сделать что угодно. Но не так много – чтобы у них не осталось желания делать хоть что-нибудь». Джордж Лукас тоже намеревается оставить своих троих детей с минимальным процентом от состояния, а остальное раздать.

Сколько собирается оставить четверым (у Виктора трое родных детей: дочь Мария от первого брака, две дочери от второй жены Елены Франчук и сын Елены от первого брака) своим детям Пинчук, а сколько отдать, и будет он передавать капиталы прижизненно или завещанием, пока неизвестно. Старшая дочь Пинчука от первого брака Мария, похоже, строит свою жизнь самостоятельно. Выучившись в Оксфорде, Мария Викторовна получила в Днепропетровском университете два диплома – психолога и переводчика. Приобрела акции фирмы, торгующей черными и цветными металлами, совладельцем которой выступал ее дедушка Михаил Пинчук, купила недвижимость в Лондоне, вышла замуж и родила дочь. Младшие дети, а «по соместительству» еще и внуки экс-президента Кучмы, еще не настолько выросли, чтобы об их бизнес-способностях можно было судить. Кстати, как и у Гейтса.

В любом случае, Пинчук и другие богачи в своем решении ограничивать отпрысков в деньгах, конечно же, правы. Потому что именно от избытка денег и недостатка внимания нормальные человеческие дети «мутируют» в мажоров – позор семьи и источник опасности для простых людей. Это и обычных семей, между прочим, касается: избалованные дети почти никогда не вырастают трудолюбивыми.

Так что мы можем у вышеупомянутых миллиардеров поучиться и воспитанию детей, и стремлению делиться. Вы скажете: им-то проще! Но вспомним библейскую историю: две женщины жертвовали на храм – первая много, от щедрот своих, а вторая – монету, но это было почти все, что она имела. И поэтому вторая пожертвовала больше.

Миллиардеры-филантропы о деньгах

Ричард Брэнсон, основатель корпорации Virgin, состояние – 4,2 миллиарда долларов:

– Еще в молодости я никогда не ставил своей целью разбогатеть; я старался создавать что-то, чем могу гордиться. Когда-то мы с женой жили на яхте, и вот однажды она затонула. В итоге мы больше всего скучали по альбомам с семейными фотографиями.

Майкл Блумберг, мэр Нью-Йорка, состояние – 25 миллиардов долларов

– Если хочешь жить полноценной жизнью – делись. Если хочешь сделать что-то для своих детей и выразить свою любовь к ним, лучше всего поддерживать организации, которые делают мир для тебя и твоих детей лучше.

Джордж Лукас, режиссер, создатель «Звездных войн», состояние – 3,3 миллиарда долларов

– Я жертвую большую часть своих капиталов на развитие образования: его я считаю ключом к развитию человечества. Нам нужно думать о нашем общем будущем, и первый шаг к этому – социальные, психологические и интеллектуальные возможности, которые мы можем обеспечить нашим детям.

Дэвид Рокфеллер, нынешний глава династии и внук основателя Standard Oil, состояние – 2,5 миллиарда долларов

– Вещи могут сделать существование человека приятнее, но по большому счету, если у вас нет друзей и родственников, жизнь станет по-настоящему пустой и печальной. И никакие вещи уже будут не важны.

Валентина Воробьева

 

 фото: focus.ua

На фото: Киев, 2008 год. Виктор Пинчук со старшей дочерью Машей на открытии очередной выставки в «Пинчук Арт-центре».