Куда ведет дорога радикализма? Уж точно не в Европу…

Митинги 18 мая в Киеве и Симферополе доказали, что между демократией и удовлетворением политических амбиций есть большая разница

Итак, назначенные на минувшую субботу политические дефиле по улицам столиц страны и автономии состоялись. Вокруг обеих акций – парламентских оппозиционных сил и меджлиса крымскотатарского народа – была создана излишняя шумиха, которая принесла свои плоды. Снова люди ждали столкновений, снова достижение сиюминутных политических выгод брало верх над здравым смыслом и объективностью. В общем, все как всегда: политика у нас так и остается «базаром», а ее игроки так и не могут вырасти в настоящих государственных деятелей.

Оппозиция: острая правдивая недостаточность

Акция, организованная в Киеве представителями трех оппозиционных парламентских партий, должна была стать итогом двухмесячных митингов и шествий, которые проводились в областных центрах западных, северных и центральных регионов страны. Такой ход якобы общенародного движения под лозунгом «Вставай, Украина!» лишний раз доказал: оппозиционеры не могут или не хотят выходить за рамки «своего» электората и попросту не решаются выйти на территорию юго-восточных областей страны. Единичное появление в Харькове скорее дань месту отсидки Юлии Тимошенко, ведь поднимаемые оппозиционерами лозунги чужды и неприемлемы для большинства жителей Донбасса, юга и Левобережья. Кроме того, когда за этими лозунгами скрываются вполне однозначные политические действия, становится ясно, что прикрываться красивыми формулами и фразами и осуществлять озвученное – это «две большие разницы». Причем практика оппозиционеров в парламенте и есть отражение их митинговой активности, достаточно посмотреть на постоянную агрессию «Свободы» в зале – и становится ясно, что такой «европейский курс» может привести куда угодно, но точно не в Европу.

Ключевым в проведенной оппозиционерами акции стало подписание тремя руководителями фракций – Арсением Яценюком, Виталием Кличко и Олегом Тягнибоком – декларации о единстве трех политсил в рамках президентской кампании 2015 года и определении единого кандидата для участия – внимание! – во втором туре выборов. То есть договориться о выдвижении единого кандидата в президенты сразу оппозиционеры не смогли. И это самый главный вывод из всей активности оппозиции за последние два года. Представители власти в этом смысле действуют куда системнее и логичнее: единый кандидат – действующий президент Виктор Янукович – не имеет конкурентов, составить же ему достойную пару для борьбы может только однозначный и наиболее поддерживаемый населением представитель оппозиции. Казалось бы, очевидная логика.

Но не так все просто. Собранные на Софийской площади люди, конечно же, ждали внятного плана действий, в том числе они хотели увидеть лидера. Но выяснилось, что все трое вождей не готовы и «не тянут» эту непростую миссию. По разным причинам. Яценюк никак не может отделаться от имиджа «очкарика» и «ботаника», страшно далекого от народа, а потому не имеющего шансов понравиться всем. Кличко, обладатель наибольшего рейтинга среди оппозиционеров на сегодня, явно никак не может привыкнуть к своему новому образу украиноязычного и «свідомого» политика, оттого и немыслимо сосредоточен при произнесении в общем-то пустых по содержанию речей – главное не потерять мысль и не запутаться в малознакомых до недавнего времени словах. Тягнибок же просто, как локомотив, несется по проторенному пути – и ему все равно, есть ли на этом пути «стопы» и светофоры. А это никак не может понравиться искомому большинству. И это всего лишь только выводы из очевидных фактов. 

А потому собравшиеся на Софийской площади в Киеве, скорее всего, были разочарованы. Ведь они пришли туда за чем-то реальным, а получили очередную отговорку от своих вождей, которым сказать попросту нечего. 

Самым лучшим постскриптумом к данной ситуации прозвучат слова оппозиционера Анатолия Гриценко, который заметил, что на выборах, очевидно, будет «50, 100, 150 кандидатов от оппозиции». А при таком разнообразии число сторонников каждого проявит реальный вес и значимость каждого из «гетманов».

Меджлис: с такими союзниками и врагов не надо

Ну а в Симферополе традиционно состоялся митинг, посвященный Дню памяти жертв депортации крымскотатарского, армянского, болгарского и греческого народов. Именно такой смысл этого дня и должен декларироваться, потому как от преступных решений сталинского руководства пострадали многие народы, причем не только в Крыму. Но вот уже более двадцати лет 18 мая трактуется рядом политических сил этнического характера исключительно как День памяти геноцида крымскотатарского народа. И это камень преткновения перед нормальным диалогом. 

На этот раз фон событий перед проведением акции меджлиса приобрел несколько качественных изменений: представители крымской власти дали четко понять – вести диалог о проблемах всех депортированных народов, в том числе крымских татар, они готовы с наделенными официальным статусом и полномочиями структурами. Есть народный депутат Украины Мустафа Джемилев, есть депутаты ВС Крыма, есть депутатский корпус местных советов – но не меджлис, не имеющий ни регистрации, ни регулируемых законами Украины полномочий. 

Кроме политической декларации, крымская власть продемонстрировала и политическую волю к решению так называемой земельной проблемы: для этого созданы специальная рабочая комиссия, куда, кстати, были приглашены сотрудничать все, в том числе деятели меджлиса. И выдача актов на пользование земельными участками стала реальной и справедливой процедурой.

Вот поэтому аргументов у собравшихся на балконе Украинского театра в Симферополе 18 мая было маловато. Точнее, эти аргументы как никогда точно просвечивали истинные интересы и цели меджлиса: в выступлениях говорилось о недостаточности представительства именно его делегатов во власти и об отсутствии решения земельной проблемы. То есть снова и снова были озвучены всем известные претензии меджлиса на «квоты» чиновничьих портфелей и возможность контролировать распределение земельных участков. И это явное стремление вернуть ситуацию в то русло, которое мы наблюдали последние лет пятнадцать, когда национальная политика осуществлялась в Крыму по политическому, а не по законному принципу.

Выступление же на митинге народного депутата от «Свободы» Эдуарда Леонова лишний раз подтвердило, что с такими союзниками меджлису и врагов не надо. Господин Леонов открыто расставил акценты: меджлис, по его мнению, должен стать органом местного самоуправления, а «Свобода» в свою очередь готова защищать интересы меджлиса. После этого говорить о том, что меджлис настроен, а главное, способен к диалогу, попросту нет смысла. Его вожди, увлекшиеся личной политической игрой, не заметили, как быстро и безвозвратно сжалась «шагреневая кожа» их влияния, амбиций и политического авторитета. Повторяя одни и те же лозунги, они доказали, что изменить ситуацию к лучшему не способны. А из этого следует, что время новой национальной политики в автономии не только началось, но и имеет все шансы для успешного развития.