Новое кино о том, что богатые тоже плачут

Второй раз подряд голливудская экранизация Скотта Фицджеральда оказывается интереснее его произведений! Фильм по роману «Великий Гэтсби» очаровал свет, измотал Леонардо Ди Каприо и ввел моду на эксцентричные платья

Вчера Каннский фестиваль открылся экранизацией романа Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби». Костюмная мелодрама, в которой снялись звезды с мировыми именами, наряды для них создавали известнейшие кутюрье и ювелиры – ей суждено было стать кинособытием года даже просто поэтому! Кроме того, в фильме есть еще и трогательная история, и блестящая актерская игра. История повторяется: пять лет назад Дэвид Финчер экранизировал фицджеральдовскую «Загадочную историю Бенджамина Баттона», умудрившись с помощью Брэда Питта в главной роли рассказать историю более интересную, чем получилась у автора повести. Режиссер Баз Лурман на главную роль в «Гэтсби» позвал Ди Каприо. И не промахнулся: критики твердят, что лучшего Гэтсби мир еще не видел.

Для тех, кто книгу не читал (все-таки Фицджеральд включен в школьную программу в Америке, а не у нас): действие фильма разворачивается в 20-е годы прошлого века в Нью-Йорке. Клерк и будущий писатель Ник Каррауэй селится по соседству с таинственным миллионером Джеем Гэтсби, известным своими вечеринками, и оказывается вовлечен в мир страстей и развлечений беззаботных богачей эпохи разлагающейся морали, джаза и бутлеггеров. Джей Гэтсби – хлебосольный тусовщик, всю жизнь карабкавшийся на вершину светского олимпа, чтобы вернуть любовь одной замужней дамы. Биография Гэтсби окутана роем зловещих слухов...

Режиссер – 50-летний австралиец Баз Лурман, снявший «Мулен Руж», задумал «Великого Гэтсби» как фильм о том, что богатые тоже плачут, еще в начале мирового финансового кризиса. По словам режиссера, он хотел показать современным зрителям их проблемы, но в антураже 20-х годов.

– Если бы я просто подставил зрителям зеркало со словами: «Вы опьянели от денег» – они не стали бы в него смотреть. Но если спроецировать все на другую эпоху, то, возможно, они что-то увидят. «Великий Гэтсби» очень хорошо объясняет, кем мы были и кем стали сейчас.

С актером на главную роль Лурман определился, еще когда задумал фильм: Ди Каприо и никто другой. Ника сыграл Тоби Маквайр, известный по картинам «Человек-паук», «Плезантвиль». Можно спорить, полностью ли раскрылась Кэри Маллиган в образе Дэзи – любимой Гэтсби, (как по мне, так для британки она весьма эмоциональна!), но то, что критики не воздали должной похвалы Тоби Маквайру, точно несправедливо. Тоби – уже не тот «Паук» в латексном костюмчике – очень правдиво сыграл бедного, очумевшего от ночных гульбищ клерка, постепенно превращающегося в тусовщика. Хотя, конечно, Ди Каприо в этой киноленте никто не переиграл. Из кумира школьниц, с одним и тем же выражением лица танцевавшего на «Титанике» и тонувшего после его крушения, он превратился в сильного актера. Он страдает, любит, терзается, и так выразительна эта его вертикальная морщинка между бровей... Ну, в общем, Лео – царь среди Гэтсби, которых в кинематографе уже четыре – столько раз этот роман экранизировали. 

В нынешней экранизации главный герой, по сравнению с книжным, жестче, строже и симпатяга. Причины вот в чем: режиссер снимал не ту версию книги, что у нас с вами на полках, а роман в ранней редакции, он тогда назывался «Трималхион». Трималхион – персонаж древнеримского романа «Сатирикон», разбогатевший вольноотпущенник, устраивающий пышный, но безвкусный пир. Известный исследователь романа Фицджеральда Джеймс Уэст-третий утверждает: ранняя версия была более мрачной и жесткой, Гэтсби там «настойчивее и осторожнее, в нем сокрыта какая-то жестокость, которой не видно во второй редакции». 

Ди Каприо не расставался с книгой даже на съемочной площадке. К слову, фильм обошелся создателям в $127 млн. Для сравнения: «Баттон» на 20 миллионов дороже. 

Пять причин посмотреть фильм

1. Он снят по мотивам одного из лучших англоязычных романов XX века, а история, в нем изложенная, не только красива, но еще и поучительна. Прекрасно время проведете! Почему автор этих строк счел его интереснее книги? У Фицджеральда повествование до кульминации больше похоже на телепрограмму «Светская жизнь» и только к концу интрига стремительно закручивается, чтобы молниеносно раскрутиться на последних страницах. А фильм динамичен, с самого начала «держит» зрителя. 
2. Это кино, в котором, как лимон, себя выжал один из самых продуктивных актеров Голливуда. «У меня нет больше сил. Я опустошен, я изношен» – такое заявление сделал Ди Каприо в интервью газете Bild. Снявшись за последние два года в четырех фильмах, 38-летний актер заявил, что берет «очень длительный перерыв».
3. В производстве картины участвовали лучшие из лучших. Украшения для актеров созданы мастерами легендарного бренда Tiffany. Костюмы шила сама Миучча Прада, и стиль арт-деко, в котором она работала, уже проскальзывает в новых коллекциях именитых дизайнеров.
4. Саундтреки претендуют на такую же популярность, как в свое время главная песня из «Титаника». Записали их именитые артисты: Jay Z и его жена Бейонсе, Ферги, Лана Дель Рей, известная своими романтическими балладами.
5. И в конце концов, это просто модное кино, которое долго еще будут обсуждать. Будут обговаривать спецэффекты типа того, когда Ник Каррауэй начитывает оригинальный текст книги, а буквы будто вылетают с экрана. Кажется, 3D тут не очень-то и нужен. Но опять же, это модно, а фильм еще и про то, какие жертвы люди приносят на алтарь моды и общественного мнения.

Кадр из фильма. Леонардо Ди Каприо (Гэтсби), Кэри Маллиган (Дейзи Бьюкенен) и Джоэл