Самый мощный ветряк в мире

чуть было не построили на Ай-Петри 80 лет назад

В 1932 году в один из ялтинских санаториев приехал отдохнуть нарком тяжелой промышленности и энергетики Серго Орджоникидзе. И обнаружил, что подведомственная ему отрасль находится здесь просто в никудышнем состоянии: по вечерам Ялта и окрестности погружались в кромешную тьму. Выход из ситуации наркому подсказала крымская природа: увидев, как мощные порывы ветра гнут деревья на вершине Ай-Петри, он задумал небывалое сооружение.

Икар с двумя пропеллерами
Вернувшись в Москву, Орджоникидзе объявил всесоюзный конкурс на проект Крымской ветроэлектростанции (ВЭС), способной обеспечить электроэнергией все южное побережье полуострова. Эта ВЭС должна была стать третьей в Союзе (первую построили в 1930-м под Курском, вторую – в 1931-м в Балаклаве). И самой мощной в мире.

Конкурс стартовал в сентябре 1932-го, главными претендентами на победу в нем были коллективы двух серьезных научных учреждений – Украинского института промышленной энергетики (УИПЭ) и Центрального ветроэнергетического института (ЦВЭИ). А параллельно с этими зубрами над собственным проектом Крымской ветроэлектростанции трудился человек, двумя годами ранее арестованный и приговоренный к трехлетней ссылке (ссылку, к счастью, потом заменили работой в специализированном бюро по проектированию угольных предприятий). Человека звали Юрий Кондратюк, а арестовали его за то, что этот гениальный изобретатель-самоучка без чертежей и без единого гвоздя (и это-то и вменялось ему в вину как пресловутое вредительство) построил в сибирском городе Камень-на-Оби самый большой в мире деревянный элеватор для зерна. Элеватор этот, к слову, пережил и своего создателя, и тех, кто его обвинял, а погиб нелепо и обидно – в 90-х на зернохранилище произошел крупный пожар, и уникальное сооружение было уничтожено огнем.

Но вернемся к Крымской ВЭС и Кондратюку. Мало кому из наших соотечественников известно это имя. А вот в Космическом музее НАСА (США) оно внесено в золотой список землян, открывших человечеству дорогу в космос: расчеты и идеи Юрия Кондратюка, изложенные в его трудах «О межпланетных путешествиях» (1926) и «Завоевание межпланетных просторов» (1929) были использованы американскими астронавтами при создании лунной программы и высадке на Луне. При этом свои труды Кондратюк создавал отнюдь не в тиши ученых кабинетов. Он работал сначала смазчиком и прицепщиком вагонов, затем механиком и строителем на элеваторе и в быту обходился абсолютным минимумом.

Ну, а в конкурсе по строительству ВЭС Кондратюк принял участие, поскольку имел опыт создания не только зернохранилищ, но и ветроэлектростанций: вышеупомянутая Балаклавская ВЭС была спроектирована именно Юрием Кондратюком. Новый проект он разработал вместе с архитектором Никитиным. Суть его заключалась в возведении железобетонной мачты на плато Бедене-Кир, в четырех километрах к северу от вершины Ай-Петри. Это место находится на высоте 1324 м над уровнем моря, и среднегодовая скорость ветра там достигает 89 м/сек. Высота мачты должна была равняться 165 м (вместо лимитированных конкурсом 65), на ней предполагалось разместить два трехлопастных пропеллера-ветродвигателя диаметром 100 метров каждый (хотя, опять же по условиям конкурса, диаметр пропеллеров не должен был превышать 80 м). По тем же, проекту следовало присвоить кодовое название. Кондратюк и Никитин назвали свое детище «Икаром», отправили на конкурс – и «Икар» был признан победителем. Авторы проекта получили разрешение на поездку в Москву, а Кондратюка досрочно освободили.

Может показаться странным, что проект, созданный с нарушениями конкурсных требований, признали лучшим. Объяснение этому простое: увеличив высоту мачты и диаметр пропеллеров и сделав конструкцию двухъярусной, Кондратюк создал ветроэлектростанцию мощностью 24 МВт. Тогда как два участвовавших в конкурсе института смогли выдать на-гора проекты лишь на 3 и на 5 МВт.

«Явно дефектный» проект
Спроектированная Кондратюком КрымВЭС должна была стать самой мощной и самой высокой в мире, ее строительство взял под личный контроль сам Орджоникидзе. В 1937-м на горе Ай-Петри появился железобетонный «стакан» – фундамент для 165-метровой мачты ветроэлектростанции. Но великий замысел разрушился в одночасье: в 1937-м Орджоникидзе умер, и начались «расследования» подшефных ему объектов… Партийные бездари треста «Теплоэнергострой», в котором работал Кондратюк, объявили проект «явно дефектным», для устранения же «дефектов» решили сделать мачту в два раза короче, а вместо двух пропеллеров поставить один. Сам Кондратюк удостоился от своих «старших товарищей» следующей характеристики: «Это человек способный, по отзывам товарищей и наблюдениям треста часто дающий остроумные решения по отдельным конструктивным элементам проекта ВЭС на Ай-Петри, но, к сожалению, эти решения не всегда имеют достаточное фундаментальное основание, в своей проработке недостаточно углубленно продумывались автором этих предложений, то есть Ю. В. Кондратюком… В качестве дальнейшей деловой характеристики Ю. В. Кондратюка надо отметить его исключительно большой апломб, чрезвычайную нетерпимость по отношению к своим оппонентам при полном отсутствии желания объективно проанализировать полученные возражения, а при дискуссиях пользование не всегда правильными приемами при изложении своих возражений. В общественной жизни треста участие не принимал. Политическое лицо не выявлено».

Архитектор Никитин, вместе с которым Кондратюк работал над проектом КрымВЭС, писал об этом времени: «Тонем в трудностях… Юрий Васильевич начинает сдаваться и соглашаться с тем, что нужно начинать с меньших ВЭС и постепенно увеличивать масштаб. Это уже другое дело, и это означает, что Юрий Васильевич потерпел поражение».

Итак, всего за несколько месяцев проект, который пять лет считался правильным, признали ошибочным. А еще год спустя признали опрометчивым вариант одноярусной ВЭС с одним, а не двумя ветродвигателями – в 1938 году строительство КрымВЭС и вообще мощных ВЭС решили прекратить и перейти на проектирование и строительство ВЭС на 100 кВт, постепенно наращивая их мощности.

Все, что осталось от «Икара», – железобетонный «стакан» на Ай-Петри, кстати, сделанный так добротно, что и сейчас выглядит как новенький. Да еще бесценный опыт проектирования огромной железобетонной башни. Основываясь на этом опыте, уже упоминавшийся соратник Кондратюка архитектор Никитин спустя три десятка лет создал Останкинскую телевизионную башню, самую высокую в мире.
Юрий Кондратюк в самом начале Великой Отечественной добровольцем ушел на фронт – и погиб. Сохранились воспоминания знавших его людей: некоторые из них считают, что он искал смерти.

На фото: фундамент Крымской ВЭС на Ай-Петринской яйле, 2010 г.

Фото: travel.org