Наталья Гончарова: Повышение квалификации учителей останется качественным и бесплатным

Глава Минобразования АРК рассказала «Газете» о причинах и возможных последствиях реорганизации КРИППО

На минувшей неделе Совет министров автономии принял решение о ликвидации Крымского республиканского института последипломного педагогического образования и создания на его базе новой структуры – Центра последипломного педагогического образования. Инициатива правительства вызвала неоднозначную реакцию в профессиональных преподавательских кругах. Если крымский профсоюз работников образования и науки высказался «за», то руководство подвергшегося реорганизации вуза раскритиковало это решение, а в некоторых СМИ появились слухи, что КРИППО ликвидируется якобы ради освобождения здания в центре города, на которое «кто-то положил глаз». Чтобы расставить все точки над «i», «редакция» пригласила в гости министра образования и науки, молодежи и спорта АРК Наталью Гончарову.

– Наталья Георгиевна, чем все-таки обусловлена ликвидация КРИППО? В чем необходимость реорганизации этого вуза?

– КРИППО стал в большей степени академическим вузом. В этом вузе пять кафедр, 170 человек в штате, там предоставляют возможность получить второе высшее образование – все это не обязательные условия для существования заведения, которое должно заниматься повышением квалификации учителей. В то же время главная задача нашего министерства – организовать курсы повышения квалификации учителей Крыма на современном уровне, создать систему, при которой мы могли бы приглашать ведущих учителей Украины на несколько дней для проведения лекций и мастер-классов. Кроме того, это решение важно и в плане экономии бюджетных средств. Средняя зарплата работников КРИППО – 4 тысячи гривен. Мало кто из учителей и других работников сферы образования может похвастаться такой зарплатой. К примеру, средняя зарплата главного специалиста Минобразования Крыма, работающего в управлении высшей школы, – 1200-1300 гривен. Все должно быть в пределах определенной нормы, заложенной в нашей отрасли образования Крыма, куда входят и работники министерства, и учителя, и администрация школ. Большую нагрузку также несут бюджеты города и районов. Они компенсируют приезжающим на курсы учителям командировочные расходы, дорогу, проживание. При этом надо организовать замену уроков, а это тоже затраты. Нужна более мобильная структура, отвечающая требованиям сегодняшнего времени: экономия, качество, специфика того или иного региона.

– Работники вуза утверждают, что решение Совета министров незаконно, и намерены обжаловать его в суде. Справедливы ли эти претензии с точки зрения закона?

– Минобразования и Совет министров Крыма действовали исключительно в рамках законодательства. Статья 48 Закона Украины «Об образовании», определяющая перечень заведений последипломного образования, гласит, что повышать квалификацию учителей не обязательно должен выполнять вуз 3 или 4 уровня аккредитации. Эту работу имеет право проводить и создаваемый нами центр. А в статье 27 Закона Украины «О высшем образовании» указано, что реорганизация и ликвидация вузов, которые находятся в собственности АР Крым, осуществляются органами власти автономии. То есть никакого согласования с Минобразования Украины не требуется.

– Противники реорганизации КРИППО заявляют, что вследствие этого решения курсы повышения квалификации учителей станут платными, а их качество значительно ухудшится. Есть ли основания так считать?

– Это все не более чем слухи. Мы обязательно будем предоставлять учителю возможность бесплатно пройти повышение квалификации раз в пять лет. Курсы будут бесплатными, достойно организованными, и проводить их будут квалифицированные преподаватели-методисты. Повышение квалификации будет осуществляться не только на базе создаваемого центра, но и в наших ведущих вузах. Например, в Таврическом национальном университете, главный профиль которого – подготовка преподавателей, сильнейшие кафедры психологии, физики, математики. Крымский инженерно-педагогический университет готовит инженеров по охране труда, а в Крымском государственном университете на кафедре начальной школы работают опытные преподаватели. Некоторые из направлений повышения квалификации, на наш взгляд, правильнее отдать в руки практиков, которые готовят соответствующих специалистов. Качество услуг от этого однозначно не ухудшится. Кроме того, на нас лежит задача методического обеспечения всей отрасли образования: министерства, управлений образования городов и районов, методических кабинетов. Эту функцию Центр последипломного педагогического образования также будет выполнять.

– Что будет с работниками вуза? Их не оставят без работы?

– Конечно, нельзя сказать, что люди, которые работают в КРИППО, – непрофессионалы или плохо выполняют свои функции. Но сегодня из 170 человек штата 60 – это совместители. Методистам и преподавателям КРИППО мы предложим работу в Центре последипломного педагогического образования, в котором будут трудиться ориентировочно 60-65 человек. Другое дело, насколько они готовы переориентироваться на простого учителя. Каждый день, каждый час пребывания приезжающих сюда на курсы повышения квалификации учителей должны быть максимально плодотворными.

– Вы уже обсуждали сложившуюся ситуацию с руководством КРИППО? Удается ли найти компромисс?

– К сожалению, мы пока не встречались. Позиция института в этом вопросе достаточно категорична, но в любом случае в ближайшее время мы будем общаться с ректором и коллективом КРИППО и обсудим сложившуюся ситуацию.

– Ходят слухи, что ликвидация КРИППО якобы вызвана тем, что на его здание кто-то имеет виды. Что вы можете сказать по этому поводу?

– Конечно же, это не соответствует действительности. Доказательство тому – позиция Председателя Совета министров Анатолия Могилева, четко поставившего задачу, чтобы Центр последипломного педагогического образования располагался в том же здании, где сейчас находится КРИППО. При этом оптимизация вуза позволит также разместить в здании Республиканский Дом учителя. Председатель Совмина уже одобрил эту инициативу крымских педагогов. Это важное и нужное дело: Дома учителя сейчас нет ни в Симферополе, ни в другом городе автономии, поэтому обязательно будем его создавать.


Беседовал