Еще раз о пользе коллектива

Время политиков-одиночек уходит из крымской политики навсегда

Обычно новая избирательная кампания начинается с того момента, когда заканчивается текущая. И пусть у нас еще не все досчитали, основные тенденции уже ясны. И поэтому – самое время обратиться к прогнозу. Что дают результаты выборов в местном, крымском контексте? Каких союзов и коалиций ждать в будущем? И какой будет политическая карта автономии к началу кампании по выборам Президента и в местные советы в 2015 году? Прогноз, конечно, дело неблагодарное, но наметить перспективу стоит уже сейчас.

Избрались? Впереди пять лет ответственности!
Мажоритарная составляющая выборов – это попытка «привязать» народных избранников к территории, сделать их законотворческую работу связанной с проблемами конкретных районов, от которых они избирались. И в этом смысле крымчанам будет кого и с кем сравнивать. В девяти округах автономии победили представители «бело-синих» – это объективный фактор крымской политики. И эта победа для каждого конкретного кандидата – это не повод расслабиться, а наоборот – только начало его активной работы по представлению интересов крымчан. В этом случае «отсидеться» не получится. Во-первых, избиратели хорошо усвоили в ходе кампании, кто и откуда избирался. Во-вторых, Партия регионов сознательно поместила своих кандидатов в прямую зависимость от бренда партии. И чем больше будут об этом напоминать «бело-синим» избиратели – тем лучше будет как для рейтинга партии, так и для мажоритарщика, которому будет о чем отчитаться перед избравшими его через год, два, пять…

А вот об округе №2, где лидер соцопросов – регионал Баталин, по состоянию здоровья вынужден был снять свою кандидатуру и где победил Лев Миримский, стоит поговорить отдельно. Как видим, никто эту победу не оспорил. Но напомнить кое-что избирателям все же стоит. У Льва Юльевича есть богатый опыт парламентской работы – и на всеукраинском, и на крымском уровнях. Но приемы его работы с избирателями – это тоже всем известный, но при этом отчего-то легко забывающийся сюжет. Бывает, что Лев Юльевич вспоминает о своих избирателях только за несколько месяцев до выборов, в лучшем случае – за год. И тогда начинается – телеэфиры, «уроки выживания», субботники и аттракционы, встречи и подарки. А что сегодня? Сегодня политику придется решать, к какому политическому лагерю примкнуть в новом парламенте. В оппозицию нельзя – избиратели-крымчане точно уж не поймут, а в большинство к регионалам – ну а какой тогда оппозиционер Миримский? Ведь именно на критике власти была построена вся его программа. Маневр для политика сокращен донельзя. И избирателям надо быть очень внимательными – как бы под разговоры о русском языке и союзе с Россией Лев Юльевич не совершил очередной кульбит через всю свою политическую биографию и не удивил всех тех, кто так хвалил и благодарил его за помощь в предвыборном буклете.

Леонид Грач и Карл Маркс: кто кого?
Эти выборы были «гамлетовскими» для Леонида Грача: быть или не быть в политике. В пассиве у него и солидный возраст, и отсутствие политической ниши. Проигрыш мажоритарного округа вовсе поставил его за рамки активной политики. Но списывать Леонида Ивановича со счетов было бы поспешным. И зависит его будущее не только от него самого, но от обстановки в левом лагере, в стране вообще.

С одной стороны, все как бы ясно – КПУ под предводительством Петра Симоненко подтвердила свое единоличие в левом лагере Украины. Но Крымский реском КПУ сегодня далеко не самым лучшим образом структурированное образование. Да, кандидаты в депутаты, показавшие в среднем второй-третий результат на выборах, стали более-менее узнаваемыми фигурами. Но лидера среди них нет, и проигрыш Олега Соломахина на округе лично Грачу – аргумент в пользу этого утверждения. Фактор же прохода достаточно молодого второго секретаря рескома КПУ Сергея Топалова по списку КПУ в парламент расставляет акценты у крымских коммунистов по-новому. Не исключена кадровая «рокировка», а это вполне может вызвать нестабильность в и без того только наладившейся жизни партийной организации. Возможный триумвират Топалов-Соломахин-Кискин еще должен доказать свою способность руководить между выборами.

А вот Грач в этом смысле уже стал решать более глобальную, но при этом и более прямую задачу – он бросил попытки вернуть себе КПРС и объявил... о создании новой компартии. Название Леонид Иванович придумал забойное – Марксистско-ленинская коммунистическая партия Украины. Ну, тут, как говорится, типично фрейдовский момент – стоять вровень с вождями – это давняя мечта Грача. И если с Лениным все ясно, то вот появление Карла Маркса, по меньшей мере, выглядит странно. С одной стороны, Леонид Иванович ярый сторонник советской плановой экономики. Но вот у Маркса об этом ни слова, он вообще, если бы узнал, как его учением попользовались на одной шестой земной суши, наверное, никогда бы его не опубликовал. Так что подобное соседство явно не поднимет как авторитет классика философской мысли, так и не придаст наследнику идей политического веса. Но процесс запущен. И поэтому перспективы присутствия Леонида Ивановича в новом составе Верховного Совета Крыма оценивать как нулевые не стоит.

Профессиональный русские и «оппозиционные»
На еще одном фланге крымской политики – «русском» – тоже заметное оживление. Более чем скромный результат выдвиженцев «Русского единства» еще раз доказал искусственность этого политического образования. Уже сейчас четко видны три совершенно противоположных линии в партийном руководстве. Есть группа сторонников лидера Сергея Аксенова, есть теряющий позиции Сергей Цеков, и абсолютно автономный в своих заявлениях Сергей Шувайников. Цели у каждого, как и методы, совершенно разные. Поэтому стоит ожидать в ближайшее время окончательного сближения Аксенова с Партией регионов, выход Шувайникова на какую-то самостоятельную орбиту, вполне возможно, не связанную с политикой (все чаще звучат разговоры о его баллотировании на пост поселкового головы Орджоникидзе под Феодосией), и новый политический проект Сергея Цекова. Состоит последний якобы в идее реанимации партии «Русский блок», а точнее – ее деятельности в Крыму. В качестве партнера в этом деле якобы согласился поучаствовать Александр Черноморов, занятый активным поиском новой политической перспективы. Финансовым же партнером возрожденной партии якобы готов стать все тот же Миримский. Цель проста – замкнуть на себя все «пророссийские» голоса и создать площадку в новом составе ВС АРК. Но пока к действиям «господа русские» не приступили.

Официальная оппозиция в Крыму, и на это мы уже обращали внимание, так и останется расколотой. Радикальную часть националистически настроенных избирателей на себя замкнет, конечно, «Свобода». Но в условиях Крыма это вряд ли составит больше 1% при самых радужных перспективах. Что же до «Батькiвщини» – ну, не дано быть Андрею Сенченко популярным политическим деятелем. Харизма – она или есть, или не ее. То, что кто-то может стать его конкурентом, то есть будет ярче, умнее и эффективнее, давно питает в Андрее Виленовиче боязнь потерять руководящий партийный пост. Потому-то никого, кто мог сейчас подставить плечо, рядом-то и нет. Людмила Денисова и Сергей Велижанский (мандат, кстати, утративший) не в счет, они привычный антураж. А рейтинг как был маленький, так и остался. Стоит снова заметить – львиную долю голосов 28 октября оппозиция получила в Крыму благодаря меджлису. И именно поведение Мустафы Джемилева станет ключевым для любых маневров оппозиции. Не исключено, что самым вероятным станет раскол, спровоцированный сверху. Ведь сегодняшняя «Батькiвщина» – это не монолит с одним вождем. Сейчас это – многоквартирная политическая коммуналка, где скандалы могут очень скоро стать реальностью. И в Крыму это может проявиться в разрыве и без того мнимого единства. И Сенченко останется с «Батькiвщиной», а Джемилев вполне может связать свое будущее с «Фронтом змiн», благо флаги зеленого цвета последнего могут вполне импонировать мусульманскому электорату.

Последний персонаж, оставшийся «на плаву» – Сергей Куницын. Но перед ним стоит принципиальная задача – как закрепить свое влияние в партии «Удар» и контролировать Крымскую партийную организацию? Сможет ли Сергей Владимирович отстоять свое право стать главным «ударовцем» Крыма? покажет самое ближайшее время. Для него это вопрос сохранения влияния в местной политике.


Никита Павлюченко