Почему эстонцы ругаются по-русски

«редакция» задала представителю эстонского народа «неприличные» вопросы, ответы на которые вы, может быть, хотели бы узнать

Иногда бывает так, что хочешь спросить что-нибудь у человека, а стесняешься, потому что вопрос этот касается сокровенного: веры, истории, традиций. Из-за того, что непонятно, а спросить неловко, складываются стереотипы, предрассудки. Мы понимаем, что они накапливались столетиями и так просто все не разрешить, но попробуем рассказать подробнее о том, что многие хотели бы узнать, но стеснялись спросить сами. С этой целью «редакция» открыла рубрику для неудобных вопросов представителям проживающих в Крыму народов. Нынешний выпуск посвящен эстонцам, а расспрашивать мы будем председателя Крымского эстонского общества культуры Мэри Рудольфовну Никольскую.

– О медлительности и протяжной речи эстонцев ходят анекдоты. На самом ли деле вы так флегматичны, как о вас думают?

– (Смеется). Я, например, да. Я очень медлительная. Хотела бы быть более расторопной, но не могу. И все мои знакомые тоже такие. Я вообще не видела суетливых эстонцев.

– А медлительность считается недостатком?

– Нет. Недостатком считается излишняя суетливость. С чем это связано? У нас с недоверием относятся к тем, кто постоянно мельтешит. Эстонцы недоверчивые, мы не склонны, как это у вас называется, изливать душу. Наверное, это потому, что наш народ все время был порабощен, то немецкие бароны, то... Я очень уважаю русских людей, но советская власть действительно очень... Большинство эстонцев считают, что советская власть в Эстонии была периодом оккупации. Вот подобные времена и наложили отпечаток на наш характер.

– Эстония была и под немецкой оккупацией, и под советской. Так почему же в вашей стране к немцам относятся лояльно, а русских, мягко говоря, не любят? И как к этому относятся крымские эстонцы?

– Агрессия к русским постепенно проходит. К немцам относятся лояльнее, потому что время уже прошло, их успели простить (Мария Рудольфовна имеет в виду германскую оккупацию 1918 года). А в сороковых годах фашизма в Эстонии, в отличие от коммунизма, собственно, и не было.

Крымские эстонцы к русским относятся хорошо, из 700 проживающих в Крыму эстонцев родной язык знают человек 50, а русский – все.

– Правда ли что в Эстонии тебе даже не ответят, если на русском заговоришь?

– Неправда. Там много русских, и почти все эстонцы знают язык. Кроме разве что молодежи: когда Эстония в 1991 году отделилась от СССР, в школах перестали преподавать русский, и молодежь его уже не знает.

– Может быть, есть все-таки что-то, за что Эстония благодарна Советам?

– (Долгая пауза). Это нужно, конечно, долго думать и анализировать. Я не готова ответить.

– Когда немецкие войска вошли в Эстонию, эстонцы влились в немецкую армию. Считались ли они, как другие прибалты, фольксдойче (этническими немцами) и имели ли крымские эстонцы особые права?

– Это политический вопрос, а я не сведуща в политике. Эстонцы в Крыму больше всего пострадали в 20-е годы, когда началось раскулачивание: наши крестьяне были очень зажиточные. И большинство наших мужчин были расстреляны тогда. В период Великой Отечественной крымские эстонцы воевали на стороне Красной армии. Мой отец (мы тогда жили в Керчи) работал на военном заводе. Я не слышала, чтобы кто-то из наших в Крыму был на стороне немцев. И депортации эстонцев не было, хотя все сидели на узлах, были к этому готовы. 

– Во второй половине XIX века эстонцы массово переселялись в Крым: им обещали земли, освобождение от налогов, службы в армии. То есть понятно, чем это эстонцам было выгодно. А как думаете, чем это было выгодно Крыму?

– Эстонцы обратились за разрешением переселиться в Крым сами, потому что освобождение от крепостного права у нас произошло на 45 лет раньше, чем в России, но земля-то все равно осталась у немецких баронов. А 90% эстонцев – крестьяне. Но крестьяне грамотные, немецкие бароны дали всем образование. Так вот, эстонцы читали газеты и вычитали, что в Крыму есть свободные земли, и попросились сюда.

Они принесли в Крым свою культуру. Это были хоть и бедные крестьяне, но образованные. И они активно занялись земледелием. Наш самый известный писатель Эдуард Вильде, он, кстати, приезжал в Крым, как-то сказал: «Бог эстонцев – это пшеница».

– Есть версия, что большинство эстонцев – атеисты, а Эстония – самая неверующая страна Европы (по социологическим опросам 85% население не верит в Бога ). Почему так?

– Может быть, потому, что лютеранская вера пришла от немцев, пасторы все тоже были немцы, и вот эта неприязнь к немецкой власти и послужила причиной отторжения религиозного культа.

– Эстония, по данным британского журнала The Economist, – мировой лидер по продажам алкоголя на душу населения – 118,4 литра в год. Россия в этом списке 12-я. Эстонцы пьют больше русских?

– О, нет. У нас культ пива. Когда эстонцы приезжают в Крым, они местное пиво пьют. Нравится ли? Не знаю. Каждый вечер 50 граммов перед ужином не пьют, у нас вообще не пьют дома.

– Как эстонцы относятся к анекдотам про эстонцев? Евреи, например, сами про себя анекдоты сочиняют, а вы? Про кого шутит ваш народ?

– Относимся с удовольствием. Не обижаемся. Кто их придумывает – вот этого я не знаю. Эстонцы ни про кого анекдоты не сочиняют, по-моему, эстонских анекдотов и нет. Это они со стороны приходят.

– Почему (это, скорее, плюс) в эстонском нет матерных слов? Кстати, правда, что матерятся все эстонцы по-русски?

– Да, это верно. Я читала, что в русском языке тоже не было матерных слов, и только когда началось монголо-татарское иго, они появились. Эстонцы начали материться после того, как Советский Союз оккупировал Эстонию. Мы до этого и не знали русского языка, было одно ругательство: «Черт!»

– Говорят, эстонцы предпочитают жить в частных домах, невероятные усилия прилагают к тому, чтобы фасады, газоны выглядели красиво. А вот на уборке внутри дома никто не зацикливается, пыль эстонскую хозяйку не смущает.

– О, у нас культ двора! С чем это связано? У нас каждый до мозга костей патриот. И друг перед другом рьяно убирают дворы и дорожки, чтобы все было красиво. Даже трава на обочине скошена. И в крымских селах, где живет много эстонцев – в Краснодарке, Береговом и Первомайском, все максимально прибрано и чисто. А в Симферополе ситуация нас, эстонцев, конечно же, расстраивает: на улице валяются пакеты и бутылки.
Если говорить о чистоте внутри дома, ну да, не вылизывают у нас каждый угол.

– Правда ли, что каждый третий эстонец пел или поет в хоре?

– Это точно, это так испокон веков. Я тоже пою и в хоре когда-то пела. У нас раз в четыре года певческий праздник, и он занесен в книгу рекордов Гиннесса, у других народов нет такого, чтобы тысячи людей одновременно пели. В первый раз он состоялся несколько веков назад, когда Эстония освободилась от очередных захватчиков. Когда отделились от СССР, тоже был певческий праздник. Мы это называем революция песни. Пели и освободились.

– Эстонская кухня представителям других народов иногда кажется довольно пресной: все вареное, печеное, специй совсем немного. А в Крыму под влиянием Востока эстонцы не пересмотрели свои вкусовые пристрастия?

– Мы стали употреблять чеснок. Я долго не могла привыкнуть, думала, как можно есть такую гадость. Кухня стала более пряной, теперь крымские эстонцы кладут в еду больше перца.

Беседовала Валентина Воробьева

На фото: Мэри Рудольфовна Никольская (Пурман) родилась в Крыму. Работала инженером в строительных организациях. Она и ее дочь замужем не за эстонцами, но культуру своего народа Мэри Рудольфовна чтит. Национальный костюм себе сшила сама, надевает его по праздникам.

Анекдоты неизвестного автора

– Алло! Это Таллинский проспект, 13. Четвертый подъезд. У нас взорвалась газовая плита! Взрывом разнесло стену! Там магазин лакокрасочных изделий! Все горит! Сейчас загорается второй этаж! Скоро рухнет весь дом!
– Алло... Здравствуйте... Вы позвонили в эстонскую службу быстрого реагирования... У вас проблема?

Эстонец возвращается из командировки. Жена:
– Эйно, ты три месяца не был дома, хоть поцелуй меня....
– Дорогая, к чему тебе эти оргии?!

Эстонское упорство: набирать неверный пароль, пока компьютер не согласится его принять.