«Таврия» забивала 74 гола за сезон!

Экс-тренеру «Таврии», участнику Великой Отечественной войны, последнему игроку легендарной «команды лейтенантов» Сергею Шапошникову – 90!

Свой юбилей игрок послевоенного московского ЦДКА – легендарной команды лейтенантов, где блистали Бобров, Федотов, Гринин, отметил 8 марта. Сергей Иосифович – не чужой и нашей «Таврии»: он небезуспешно возглавлял ее с 1974 по 1977 годы. Под его руководством крымчане сделали начинали в первой союзной лиге и стали грозой всех команд: если играли дома, главный вопрос был «с какой разницей мячей победим?». При нем крымчане обыгрывали в 1/16 кубка московский «Спартак», при Шапошникове «Таврия» брала Кубок УССР и при нем болельщики были уверены, что еще чуть-чуть, и мы будем в высшей лиге СССР: в 1977 году мы остановились в шаге от заветной мечты, став бронзовыми призерами первой лиги.

«редакция» поздравила юбиляра с днем рождения и пообщалась с ним и его супругой Надеждой Александровной, с которой они вместе уже 68 лет. Она – самый верный ассистент главного тренера: куда бы судьба его не забросила, она, как и полагается офицерской жене (Сергей Иосифович в звании подполковника), всегда была рядом, будь то Львов, Одесса, Крым или Алма-Ата. Правда, дозвониться юбиляру – не такая уж простая задача.

– Вы не единственный, у кого это не получалось: Альтман из Одессы тоже только к вечеру сумел, – говорит супруга тренера. – Из всех уголков Советского Союза звонили, из-за границы, из Америки, тренеры, воспитанники, друзья. Помнят, и это приятно, хотя уже два года, как я заболела. Муж не работает (до 2011 года Сергей Иосифович консультировал московскую команду «Ника», которая выступает в первенстве России среди любительских футбольных клубов – ред.). Приехали домой поздравлять несколько десятков человек, я говорила всем: не дарите никаких подарков, нам их уже девать некуда. А так сидим дома, выходим вместе погулять, вот и весь наш досуг. Дочка помогает, мы живем хорошо, пенсия у него хорошая, он же у меня с «двумя звездами», участник войны – всю войну на Дальнем Востоке, в Харбине, пять раз просился на фронт, а его в сопки отправили.

По прошествии стольких лет многое, конечно, уже забылось, но крымский этап работы Шапошниковы вспоминают с теплом. Главный вопрос юбиляру: в чем секрет той «Таврии» с ее небывалой результативностью – рекорд 74 мяча в воротах соперников?

– Петь дифирамбы я не хочу, – строго отрезал Сергей Иосифович. – Все, что я давал «Таврии», я давал и другим командам, но не всегда же все получалось хорошо. В «Таврии» был удачно подобран коллектив, с которым работать было одно удовольствие, от этого и результат.

Особо выделять кого-то из того состава «Таврии» Сергей Иосифович отказывается: это значит, что выделить любимчика? У меня не было любимчиков, ни в одной из команд, я ко всем относился ровно.

– Все что он знал, что мог, он отдавал команде, – включается в разговор Надежда Александровна. – А иначе и быть не могло: он «Таврию» любил. И когда его звали обратно в ЦСКА, очень не хотел уходить, трижды отказывался, но потом нашли рычаги – он же военный, маршал Соколов его уговаривал принять команду. Когда он уходил в ЦСКА и надо было прощаться с командой, у всех были слезы на глазах До сих пор мы общаемся и дружим со многими игроками того времени: вот и Витя Орлов на юбилей приезжал, Юра Аджем здесь, с Толей Коробочкой дружим. Очень теплые у него были отношения с командой, его уважали, даже Толя Заяев, хоть он был и с характером.

Видимо, даже небесные силы не хотели отпускать Шапошниковых из Крыма: когда мы уезжали, был гололед, вспоминает Надежда Александровна, никого не пропускали, а нас пропустили, потому что у нас обкомовские номера были и машину «сдуло» с дороги и дерево упало, я сознание потеряла, пришлось долго лечиться: сначала в Бахчисарае, потом в Москве.

– Не всегда все получалось, всякое бывает, где-то футболисты сдавали игры, но это я не о «Таврии» – говорит Надежда Александровна. – Когда он видел, что матчи сдают, то сам уходил из команды. Но муж считал так: если команда выигрывает, то это заслуга команды, если проигрывает, то это тренера вина, не того поставил, не так настроил. Так что выиграли – счастье, проиграли – горе в доме. Даже Валя Бубукин говорил: что ты так переживаешь? Сегодня проиграли, завтра выиграем. Но он не мог так поверхностно смотреть на вещи, это же его жизнь. Он никогда не стеснялся учиться, черпать что-то новое: зарубежные журналы доставал...

– Польский журнал «Пилка Ножна» выписывал, когда работал во Львове ребята мне переводили, – добавляет Сергей Иосифович.

– Футбол для него был делом всей жизни, поэтому отдавал себя всего, ну и я за компанию прошла с ним все ступеньки, – признается супруга тренера.
– На жизнь мне грех жаловаться, – говорит Сергей Иосифович. – Раз по сей день помнят меня, значит, я что-то в этой жизни сделал...

Фото газеты «Советский спорт»

На фото: Сергей Шапошников с супругой Надежной Александровной – 68 лет вместе


«Это удивительный человек!»

– Главное качество: если он в чем-то ошибся или заблуждался, он никогда не стеснялся признать это и извиниться, не было отношений: я – начальник, ты – дурак. К такому человеку еще больше испытываешь уважения. И это дорогого стоит.

Когда мы начинали при нем играть, дома всех подряд громили, а на выезде и за очко не могли зацепиться. Тогда группа игроков пошла к Сергею Иосифовичу со своими предложениями изменить тактическую схему. Он говорит, что надо прессинговать, делать шире атаки, а мы предложили так: давайте будем заманивать на свою половину, а дальше дело техники, у нас же есть, кому делать передачи и забивать. Он отказался, говорит, мы обороняемся хуже, чем атакуем, но мы настояли на своем. У нас был выезд на Кубань, в Нальчик и Орджоникидзе. Первая игра – и мы выигрываем, Сергей Иосифович пришел и говорит: ребята, я вас недооценивал. И так четыре игры на выезде подряд и четыре победы.

Юрий Аджем, игрок «Таврии» 1971–1975, 1976–1978 гг.

Шапошников Сергей Иосифович, родился в 8 марта 1923 года в Ленинграде, в семье врачей. Мама будущего тренера была главным врачом первой олимпийской сборной СССР.

 Мастер спорта (1964). Заслуженный тренер УССР и СССР (1990). Играл за «Динамо» (Ленинград), ЦДКА, команду московского военного округа, «Торпедо» (Москва).

 Участник Великой Отечественной войны, служил на Дальнем Востоке, где вновь с головой погрузился в футбол: играл за армейскую команду. Спустя некоторое время в 1946 году в Тбилиси на чемпионате вооруженных сил на него обратил внимание тренер ЦДКА Борис Аркадьев и пригласил к себе в команду. Аркадьева Шапошников считает своим учителем в футболе.

 После института тренировал команду СКВО Одесса (1952-1960), СКА Львов (1961-65), одесский «Черноморец» (1968—1970) и кишиневский «Нистру» (1972). В 1972 году – тренировал «Кайрат» из Алма-Аты, который спасал от вылета в низший дивизион. В 1974-77 годах старший тренер «Таврии». Четырежды возглавлял ЦСКА (1966-67, 1979, 1983, 1987-88).
