Что успел Янукович за три года

Президентство Виктора Януковича дало импульс решению старых проблем, породило новые, но при этом страна развивается

Подводить промежуточные итоги правления современников – дело неблагодарное. С одной стороны, не известны до конца мотивы и обстоятельства, с другой – эмоциональный окрас оценок очевиден. Поэтому три года пребывания у власти четвертого Президента Украины – это возможность разобраться, чего достигнуть удалось, а чего пока что нет.

Подвиг №1: газ

Тогда, в 2010-м, Виктор Федорович пришел на Банковую, а ключом к этой победе был кризис – неспособность предыдущей власти дать эффективный ответ вызовам. Собственно, этот закон политического развития очевиден. При этом именно получившему власть достается не самая простая роль «разрешителя» огромного узла проблем.

В этом смысле Януковичу и его команде пришлось нелегко. Над страной висело «газовое облако», фактом были спад промышленного производства и практически опустошенные финансовые закрома. Ситуация была близка к безвыходной. И нельзя, кстати, сказать, что сейчас все эти угрозы окончательно отбиты. Но определенные и важные шаги сделаны. Кто бы что ни говорил и как бы ни критиковали Януковича за его действия по газовому вопросу, но это первые РЕАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ по решению проблемы. Вспомним времена Леонида Кучмы. Тогда цена на газ во многом диктовалась по логике «краснодиректорского» корпуса: ты – мне, я – тебе. В годы Виктора Ющенко газ стал инструментом политического давления. И адекватного ответа на это давление украинская власть найти не смогла или не захотела, успокоившись с появлением посредника в виде «РосУкрЭнерго». Когда же Юлия Тимошенко захотела «замкнуть» вопрос на себя – произошло вполне предсказуемое: за возможность личного контроля и осуществления политических амбиций она заплатила национальными интересами. В этом-то и ключ проблемы: договор выгоден России и ставит украинскую экономику фактически на колени.

Как относиться к усилиям Януковича по решению энергетической проблемы? Достаточно успешно проводится сокращение потребления газа в промышленности, новое дыхание получила угледобыча, альтернативные источники энергии стали доминантой инновационных проектов. Но президент и его команда не побоялись пойти дальше – и заявить о стремлении сократить зависимость собственно от российского газа. В этом смысл договоров о поставках газа из Европы, о его добыче из сланцевых месторождений, об активизации работы на шельфе Черного моря. Не стоит сбрасывать со счетов и идеи об импорте в страну сжиженного топлива, а также возможность подписания прямых контрактов с Туркменистаном.

 Подвиг №2: Европейский выбор

Наличие определенного успеха в разностороннем движении «за газом» – это вполне осознанная стратегия Януковича, которая, кстати, подтверждает и еще один его принципиальный выбор.

Этот выбор – европейская интеграция. Если посчитать количество заявлений с российской стороны о «приглашении» Украины в Таможенный союз и прибавить к ним активность внутренних сторонников интеграции на постсоветском пространстве (коммунистов, Виктора Медведчука), то получится картина внушительного давления. Аргументы один краше другого, ключевой – цена на газ будет ниже, и намного. Но Виктор Федорович остается непреклонным, он смотрит в сторону Брюсселя. В этом можно увидеть и стремление следовать намеченному в программе курсу, и достаточно прагматичные цели. Прагматика в данном случае – это изменение тона диалога с европейцами. А именно: да, мы хотим приблизиться к вам, но дайте нам ответ и четкие гарантии. Судя по тому, что саммит Украина – ЕС проходит именно в третью годовщину вступления Януковича в должность, европейцы придают важное значение участию Украины в проектах «старого мира». Отсутствие же ответа объясняется куда более жестким кризисом и реальными угрозами оказаться не на краю пропасти, а в ней самой. То есть проблемы европейских экономик сегодня куда более тяжелы, и социальные протесты на улицах Мадрида, Рима, Афин и Софии – это явный сигнал о грядущих изменениях в политике целого континента. И Украина как раз и попала в эту ситуацию, когда старые чиновники готовятся уступить свои места, а новые еще не сформулировали позицию. Относительно же Таможенного союза... Сотрудничество на условиях просителей – это не сотрудничество, а поглощение. И оно Украине не подходит.

Подвиг №3: Политическая стабильность

На этом фоне нельзя не отметить: президенту удалось сдержать социальное недовольство. Во всяком случае, до протестной активности, которую мы наблюдаем в Европе, Украине далеко. Конечно, проблем множество, но ведь и делается многое, одна разворачиваемая по всей стране система перинатальных центров чего стоит.

Именно за последние три года значительно возросла гражданская активность, не связанная с политическими партиями или классической схемой противостояния власти и оппозиции. Фактически появляется новый класс людей, которые не ждут благодеяний от власти, но у которых есть желание что-то менять и своими действиями обеспечивать движение вперед. Да, обычно подобные протесты («Гостиный двор» в Киеве, борьба экологов и защитников памятников) направлены против действий чиновников и рейдеров, но наличие их – это признак развития гражданского общества.

Эти три года в Украине показали, что на власть и глава государства слышат, на них можно влиять. Но не давить. Время Януковича – это время стабилизации украинской политической системы. Есть партия власти, есть достаточно активная оппозиция. Во многом эта схема какой была, такой и осталась еще с конца 90-х годов. Меняются названия, персонажи, условия, но возможность смены власти в Украине не отрицается никем. И в этом очень важный вывод о зрелости нашей демократии.

Параллельно с трехлетием президентства Виктора Януковича прошли выборы в Армении, а впервые всенародно избранный чешский президент готовится принимать присягу. В бывшей советской республике за 20 лет обеспечена преемственность власти. Без сильных потрясений она переходит при соблюдении всех демократических норм к представителю одной политической группы. Серж Саргсян в этом смысле уже даже не политик-личность, а скорее – политик-функция стабильности страны. А в Чехии, наоборот, уже третий президент – бывший оппозиционер (Вацлав Гавел, Вацлав Клаус и Милош Земан). Чем интересны для нас эти примеры? Тем, что и в Армении, и в Чехии побеждает не форма, а содержание, не стремление победить оппонента, а желание развивать страну, делать ее лучше, а граждан – богаче. Конечно, никто не вправе никому советовать, но эти примеры поучительны для Украины. И если Виктор Янукович демонстрирует свое желание меняться, то меняться с ним должны и все, кто претендует быть политиком, а может, даже когда-то и президентом.