«Развод» по-итальянски

На неделе миру были явлены примеры политического обмана и мошенничества, которые могут стать определяющими в судьбах целых стран, а может и континентов

В мире: вперед, Италия?

К парламентским выборам в Италии было обращено повышенное внимание. Причин несколько: страна на Апеннинском полуострове, похоже, стала балансиром всей экономической ситуации в Европе, кроме того, эти выборы должны были стать голосованием по вотуму доверия или недоверия политике бюджетной экономии, предложенной для Италии европейским сообществом. Ну и личный момент, точнее момент личности: всем было интересно, сможет ли Сильвио Берлускони снова доказать, что он – именно тот политик, с которым итальянцы отождествляют успех и надежду на благосостояние.

Выяснилось, что экономить итальянцы не хотят. Доказательство этому скромный результат блока действующего, но заявившего о досрочной отставке премьер-министра Марио Монти – 10,5% голосов. Убеленный сединами и авторитетом пожизненный сенатор не сумел за год с небольшим кардинально изменить ситуацию, идея повысить налоги просто подписала техническому правительству смертный приговор. Вообще, именно история Монти – это свидетельство неблагодарности сограждан, которой щедро одаряют они реформаторов. Сделанное ими будет видится только на расстоянии (как сейчас только становится ясным значение деятельности того же Егора Гайдара в России или Лешека Бальцеровича в Польше), а здесь и сейчас их рецепты никому не нужны. Что ж, такова политика и общественное мнение.

Зато Берлускони может быть доволен собой. Именно его действия на посту премьера в свое время привели Италию на грань финансового краха. Однако, 29 с небольшим процентов голосов, отданные за престарелого, но бодрого мачо, лишняя «галочка» к его непомерным амбициям. Опередившие Берлускони на полпроцента левоцентристы во главе с Пьетро Берсани, кажется, находятся в растерянности. Во-первых, победа обещала быть более весомой, во-вторых, придется искать союзников для формирования нового правительства. А с ними большие проблемы, потому как занявшее третье место «Движение 5 звезд» Беппе Грилло (25,5% голосов) – это скорее жесткий ответ итальянцев всем традиционным политикам. Жириновский с Задорновым в одном флаконе – это исчерпывающая характеристика вождя «звездных», однако он сам на участие в серьезной политике не претендует. Но за ним стоит достаточно внушительная сила молодых политиков и просто гражданских активистов, профессионалов разных сфер. Они объединены лозунгом «Уходите все!», обращенным к традиционным политическим силам, говорят о люстрации и скорее могут позиционироваться как «новые левые», куда более радикальные и «голодные». Так что синьору Берсани есть над чем поломать голову: или непредсказуемые радикалы по левую руку, или союз с Монти по правую, которого так нещадно критиковали во время предвыборной кампании. Или новые выборы?.. А что изменится? Тем временем евро упал до рекордно низких котировок по сравнению с долларом.

На фоне этих страстей как-то тихо, на излете зимы попрощался со своими верными Папа Римский Бенедикт XVI. Вообще, совпадение итальянских выборов и отставки главы Ватикана заставили задуматься о разнице измерений светской и церковной жизни, о реальных масштабах той или иной личности, о действительном влиянии на мир. И, посмотрев отстраненно, смешными кажутся и прыгающий на сцене Берлускони (этот прием пиарщиков должен был показать, что он в отличной физической форме), и кричащий в мегафон Грилло. Искусственное всегда не выдерживает проверку настоящим. Бенедикт XVI был, конечно же, переходным Папой – его преемник имеет все шансы стать масштабным и принципиальным реформатором католической церкви.

На неделе появились слухи о смерти команданте Боливарианской революции, президента Венесуэлы Уго Чавеса. И тут стоит сказать, что, несмотря на всю экстравагантность, авантюризм и антиглобализм Чавеса его стало жаль. По-человечески. Между тем, достаточно молодой политик, сумевший реально поднять благосостояние своих сограждан, изменить структуру венесуэльской экономики, но при этом узурпировавший власть и ввязавшийся в неравный и безрезультатный конфликт с США, превращается в наспех сделанную икону. Соратники сознательно пиарят болезнь своего вождя и его борьбу с ней, ведь без него они вряд ли смогут долго удержать власть. Смерть же Чавеса сразу изменит положение дел на целом континенте: ни один из его коллег президентов стран Латинской Америки не может сравниться с ним ни по харизме, ни по объемам контролируемой (нефть!) экономики. И получится, что акцент сместится очень быстро в сторону куда более умеренных Бразилии и Аргентины, где у власти тоже левые, но явно поспокойнее. И миф очень быстро рухнет.

А в России начался процесс добровольной сдачи полномочий членами верхней палаты парламента. Продиктовано это тем, что принят закон, запрещающий госчиновникам иметь счета за рубежом. В общем, люди все взвесили и решили подавать заявления. С другой стороны, ситуация показывает одну очень тревожную для российской власти тенденцию: состоятельные люди во власти больше мандатами и неприкосновенностью не дорожат, они получили все, что им было нужно, теперь можно и уехать по месту расположения счетов. А с третьей стороны, этот закон – признание торжества коррупции, которая пронизала все сферы жизни в стране.

В Украине: миллиарды и хамство

В отечестве ключевым событием стало расширенное заседание Кабинета министров с участием Президента Виктора Януковича. И все бы прошло более-менее привычно – отчитались-постановили, если бы не два нюанса. В своем выступлении глава государства назвал главную причину торможения либо саботажа реформ – коррупцию, которая ежегодно «вымывает» из бюджета до 20 миллиардов гривен. Как понимаем, это и есть те ресурсы, которые могли бы обеспечить повышение зарплат и пенсий, строительство больниц и обеспечение сферы образования. Заявление Януковича стоит отнести к разряду значимых, потому как признание и осознание критической ситуации есть свидетельство ответственного подхода к решению проблемы. Поэтому стоит ждать от власти конкретных действий по борьбе с коррупцией. Не кампании, а реальной борьбы – с минимумом заявлений и максимумом доведенных до реального наказания уголовных дел. В общем, процитируем незабвенного капита Жеглова: вор должен сидеть в тюрьме. Точка.

На это же заседание пришла и делегация оппозиционных депутатов. Что, безусловно, правильно – оппозиция представляет значительную часть населения, поэтому должна знать и конструктивно критиковать действия власти. Но Арсений Яценюк захотел выступить на заседании и выразить свое отношение к работе правительства. Как бы и здесь ничего не скажешь поперек. Если не учесть того факта, что это не предусмотрено никаким законным актом или регламентом. А дело лишь в том, что это заседание транслировалось в прямом эфире на всю страну – вот что важно было для лидера «Батькiвщини». В итоге не выступил и ушел, хлопнув дверью, но стоит заметить, что у оппозиции есть свое «теневое» правительство, которое однако, почему-то не работает – в основном из-за того, что «министры» уже переругались между собой, а кое-кого – и вообще «кинули» на выборах. Вот почему бы не собраться и не высказаться? Наверное, риторический вопрос.

В Крыму: выстрелы в сезон?

Убийство поселкового головы Симеиза, конечно же, вызов. За этим преступлением фактически вся страна теперь наблюдает онлайн – записи камер наблюдения сделали возможным увидеть все. С одной стороны – удивляет наглость бандитов, с другой – мы вынуждены снова возвратиться к тяжелой теме о том, что власть на Южном берегу Крыма – это слишком сладкий, но при этом – опасный плод. И земля там дорога, и бизнес несет сверхприбыль, и любой голова поселка – находится на перекрестке интересов, связей и обязательств. Иногда они пересекаются вот таким кровавым способом. И решение этой проблемы – в максимальной открытости, в том чтобы было как можно меньше тем «по умолчанию», чтобы общество знало и понимало логику всех этих происшествий. А пока что складывается далеко не радужный вывод – эти выстрелы в Симеизе имеют шансы стать выстрелами в курортный сезон в Крыму. Конкуренты всегда пользуются любым фактом нестабильности, чтобы развернуть соответствующую кампанию в прессе. Что будет на этот раз? Посмотрим.

Николай Карпов