Путь на ЮБК проложили солдаты и арестанты

Первую цивилизованную дорогу на Южный берег Крыма начали прокладывать 165 лет назад. Уже давно есть другая, но старая жива и служит

На первый взгляд, этот небольшой мостик, расположенный в центре южнобережного поселка Краснокаменка, ничем не примечателен. Каменный, серый, небольшой – да таких сотни в каждом населенном пункте. Только мельком отмечаешь, что у него какая-то непривычная, треугольной формы арка. Но подойдя ближе, можно рассмотреть еле заметную дату «1849». Первую и последнюю цифру уже почти стерло время. Когда-то по этому мосту проходила оживленная дорога, скакали всадники, мчались экипажи и даже ездили автомобили. Здесь проходила старая шоссейная дорога, по которой добирались из Алушты в Ялту. После строительства уже в 60-е годы ХХ века нынешней трассы Симферополь – Ялта, которая проходит ниже и прямее, старая дорога и мостик в том числе соединяют Краснокаменку и Запрудное.

В 1848 году, ровно 165 лет назад, закончили строить главную дорогу полуострова: Симферополь – Алушта – Ялта. Вместо пяти лет, запланированных на ее строительство, ушло целых 20.

А началось все в 1820 году, когда только что назначенный генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии граф М. С. Воронцов занялся инвентаризацией земель присоединенного к империи крымского полуострова. Граф владел здесь обширными земельными угодьями, но их освоение и заселение Южного берега, несмотря на всю климатическую и природную привлекательность, проходили туго. Дело в том, что Южнобережье с остальным полуостровом связывали труднопроходимые горные тропы, причем некоторые из них нельзя было осилить даже верхом. Всего в ту пору насчитывалось около 20 километров дорог, по которым можно проехать на экипаже. Это короткие участки из Симферополя в сторону Алушты и от Севастополя до Байдар. А пешеходный спуск в Байдарскую долину и из нее в Форос вообще был в то время делом для людей с крепкими нервами и хорошо подготовленных.

В 1821 году Таврический гражданский губернатор А. Н. Баранов направляет правительству докладную записку о проекте обустройства путевого сообщения с Южным берегом, где говорится, что эта плодородная, обширная, благоприятная в климатическом отношении область Тавриды полностью потеряна из-за отсутствия дорог. В 1824 году Министерство внутренних дел Российской империи утверждает проект прокладки дорог. Сначала строительство дорожных путей было поручено солдатам Козловского и Нашенбургского пехотных полков, а затем – егерского. В 1826 году построили первый участок дороги – от Симферополя до Алушты, затем – отрезок, соединяющий Алупку и Ялту. В 1832 году было разрешено кроме солдат на строительство дороги от Алушты до Ялты принимать вольнонаемных рабочих. А в 1840 году в затянувшейся на десятилетия стройке начали участвовать и заключенные симферопольской арестантской роты №2.

Сейчас, когда едешь в Ялту по одной из лучших в Украине трасс, и помыслить трудно, в каких условиях 165 лет назад начинали здесь прокладывать пути к цивилизации – иначе как каторжными их не назовешь. Работали только вручную, вместо механики использовали лопаты, кирки, молоты, ломы и тачки. Только большие скальные массивы на пути прокладки дороги взрывали с помощью пороха. Среди солдат свирепствовали лихорадка и цинга, а также чума и холера (1831 год). Для уменьшения смертности строителей дороги решили построить больницу в районе деревни Кизил-Таш (нынешний поселок Краснокаменка, пгт Гурзуф).

Строительство дороги не раз приостанавливали из-за отсутствия в казне средств. Во время таких вынужденных простоев рабочие и солдаты не получали даже тех 25 копеек в день, которые им были положены за выполнение дневной нормы. Помимо самой дороги, рабочие строили инженерные сооружения – мосты, виадуки, подпорные стены и почтовые станции. Устанавливали верстовые столбы, фонтаны, беседки, павильоны, домики для ремонтеров (на 40 человек) и низших чинов из арестантской роты. Говорят, что зачастую солдаты заводили семьи и оставались жить в тех местах, где проходило строительство дорог.

Вот так ведущее из Симферополя на Южный берег шоссе не только ускорило освоение крымского побережья, но и оживило жизнь и экономику этого региона. С тех пор дороги Южнобережья считаются одними их самых лучших и благоустроенных.

На фото: уцелевший фрагмент старой дороги Алушта – Ялта 1849 года, реставрированный мост в поселке Краснокаменка