Где «живет» чистая вода и есть ли она в принципе

«редакция» выясняла, что течет из наших кранов, плещется в водоемах и продается в бутилированном виде

Засуха и острый дефицит воды в водохранилищах заставили в последнее время вспомнить, как мы зависимы от природных капризов. Сейчас, когда зима немного подпитала крымские водоемы, стало интересно, а что мы потребляем вместе с H2О. Чтобы узнать это, «редакция» побывала на одном из трех очистных сооружений Симферополя, пообщались с представителями бутилированной продукции и поинтересовались опытом горожан в деле очистки воды. Наверняка сказать, где она все-таки чище, практически невозможно, а с каждым стаканом к специалисту не побежишь. Но будем надеяться, что работники водоканала и фирмы, предлагающей расфасованную воду, были с нами откровенны…

Существует расхожее мнение, что вода прямо из водопровода непригодна для питья. К сожалению, и кипячение тоже не делает ее удобоваримей. В смысле вкуса и запаха. К примеру, симферопольцы давно завидуют ялтинцам, которые, не морщась, потребляют воду из Счастливенского (самое название подтверждает!) водохранилища, питаемое горными источниками.

У нас тоже есть такой ареал – микрорайон от Марьино до ТНУ. Там пьют из Аянского водохранилища, одного из самых чистых в Крыму. Это единственная водица, которая поступает в столицу в обход очистных сооружений жителям Добровской долины и Симферополя с небольшим хлорированием. А вытекает она из пещерного источника у северо-восточного подножья Чатырдага. Аян в ХIХ веке был настоящей достопримечательностью, куда путники совершали специальные конные туры, если сказать на современный лад. Подробно об этом пишет Александр Грибоедов, побывавший на полуострове в 1825 году. Рядом с источником в те времена примостилась деревенька Аян с сопутствующим туристическим сервисом. Теперь ее и след простыл, она как бы растворилась в зеленых зарослях прилегающей к источнику живописной территории…

Но романтику в сторону! Остальным симферопольцам приходится довольствоваться водами Межгорного водохранилища, которое наполняется днепровской водичкой, Симферопольского, питаемого Салгиром, и Партизанского, что на реке Альме. Чтобы получить не субъективный, а профессиональный взгляд на качество этих ресурсов, отправляемся к специалистам.

 H2О от водоканала: пить можно!

Так почти единогласно заявили на предприятии со сложной аббревиатурой КРП «ППВКХ г. Симферополя», в миру – Горводоканал.

–Я часто езжу в Киев, в Одессу в командировки и, когда приезжаю, не могу напиться нашей симферопольской водой, – говорит Вадим Фишеров, начальник центральной производственной химико-бактериологической лаборатории. – Я живу в районе гостиницы «Москва», вода из Симферопольского водохранилища. Пью сырую. А почему бы и нет? Мы ее проверяем, я знаю, что я пью.

Вадим Иванович проводит экскурсию по не так давно отстроенной лаборатории. Что сказать – хоромы! С микроскопами и другим современным оборудованием. Под началом Фишерова трудятся 9 специалистов. Самый уникальный – гидробиолог Марина Гажва. Такой специальности нет даже в СЭС. В сфере ее интересов находится зоо- и фитопланктон. После очистки воды эта публика исчезает, а вот легкий запах может остаться, отмечает гидробиолог.

– Ничего необычного в наших водоемах нет, стандартный набор, характерный для пресноводных водоемов. Из зоопланктона – ракообразные. О наличии водорослей можно иногда узнать по запаху – пахнет рыбой или тиной, то есть фитопланктон обезврежен, а запахи остаются.

Помимо центральной лаборатории, на каждом из трех очистных сооружений Симферополя (по числу водохранилищ без учета Аянского) тоже неутомимо контролируют состояние воды. Рядом с Неаполем Скифским размещены очистные сооружения «Петровские скалы», которые пропускают воды Симферопольского водохранилища и частично Аянского. Ежемесячно тут делают более трех тысяч анализов на всех этапах очистки воды. Здесь же находится самый старый в городе водный резервуар, он был введен в действие в 1928 году и продолжает работать. Пропускная мощность – 40 тыс. кубометров воды в сутки. Наряду с ним еще четыре резервуара, которые в сумме подают городу 80 тысяч кубов.

Кроме исторических достопримечательностей, на гидроузле с недавних пор появилось новое оборудование. Его с удовольствием демонстрирует инженер Василий Ермаков. Он последние два года возглавляет симферопольский гидроузел водопроводно-очистных сооружений «Петровские скалы». Шесть лет назад окончил НАПКС, работу свою любит.

– Мне интересно производство, постоянно вводим новые технологии. Несмотря на энергоемкость процесса обеззараживания, мы сократили потребление электричества почти в два раза.

Основные технические новшества гидроузла «Петровские скалы» включают ультрафиолетовые камеры, насосы, электролизные установки. С помощью последних удалось решить вопрос безопасности как для работников, так и для доброй половины Симферополя. А заодно уменьшили запах хлора в воде.

– Когда еще год назад у нас была хлораторная, мы считались химически опасным объектом. Почему мы отошли от жидкого хлора? В случае аварии мы предоставляли угрозу для всего города. Сейчас для очистки мы используем обычную поваренную соль. Раствор идет в реактор, происходит реакция гидролиза. Одна установка берет 40 киловатт в час, а их тут четыре. Себестоимость очистки выросла в полтора раза, зато полная безопасность для людей.

Бутылированная H2О

Знакомство с тайнами очистки на КРП «ППВКХ г. Симферополя» подошло к концу. Единственное, что мы не увидели, это агрегатов в виде 20-литровых бутылей с водой и краником, которые с недавних пор стали чуть ли не обязательным атрибутом современных офисов. Здесь готовы пить свою воду без посредников. Правда, с оговоркой: после перемещения по водопроводным сетям города вода теряет свои кристальные качества, а посему 100-процентные гарантии просто неуместны.

Зато в больницах, школах, вузах и других присутственных местах, не надеясь на удачу, идут в ногу со временем. Как рассказали в одном из самых солидных предприятий по очистке воды, которое на рынке 10 лет, сейчас уже не нужно убеждать людей.

– Когда мы только начинали работать, – вспоминает Наталья Зубкова, директор симферопольского отделения фирмы, – чаще получали заказы от предприятий. Затем люди, которые пользуются очищенной водой на работе, стали заказывать ее и домой. Но и работать стало сложнее – много конкурентов. Зато активно стали заказывать нашу воду в Черноморском, Джанкое, Красногвардейске, в Феодосии, там, где знают, что вода плохая, в Саках, например, она соленая, туда тоже поставляем.

Поставщиков бутилированной воды в Крыму с десяток. Стоимость ее – от 18 гривен за 20-литровую бутыль и выше. В магазине такой продукт в шестилитровой банке можно приобрести по цене от 9,59 (за крымскую воду) до 15 гривен (за привозную). На этикетке традиционно описываются целебные свойства предлагаемой продукции. У начальника производственного цеха предприятия, добывающего воду в Новоандреевке, Константина Гривко интересуемся: а вдруг в пластиковой таре обычная водопроводная вода.

– Это легко проверить, – говорит Константина Гривко. – Вы можете в чайник налить воду из-под крана, прокипятить. А потом попробовать нашу, очищенную. В неочищенной будет осадок и накипь, в нашей – нет. Конечно, подделки периодически появляются, но у нас есть некоторые степени защиты. Например, те же термоколпачки и эксклюзивная тара.

На предприятии, по словам Константина Гривко, воду, добываемую с глубины в 810 метров, очищают механически и физико-химическим способом – с помощью обратного осмоса, который освобождает от солей. (Осмос – процесс, в котором вода под давлением проходит через полупроницаемую мембрану из одного раствора в другой. – Ред.). А вот в горводоканале считают этот способ явным минусом. Вадим Фишеров уверен, что пить обессоленную воду даже вредно, особенно для сердца. А еще, по его словам, покупная питьевая вода в открытых бутылках через два-три дня благополучно населяется бактериями.

 H2О, очищенная дома

На самом деле наш крымский люд потребляет воду с разной степенью изобретательности. Одни вымораживают в холодильнике в обычных пластиковых бутылках, другие отстаивают в стеклянных бутылях, есть любители обогатить воду серебром и кремнием. Иные взяли на вооружение домашние фильтры. Их много – разных по цене и применению. В одной из крымских фирм нам сообщили, что явных лидеров продаж не наблюдают.

– Кто-то хочет просто убрать хлорку, чтобы не было ее запаха, – рассказывает сотрудница Светлана, чей номер телефона мы нашли на сайте фирмы, – а другой хочет более чистую воду, без накипи. Берут все – и насадки, и стационарные. Цены – от 35 гривен за насадочку на кран до 20 тысяч гривен за сложные домовые агрегаты.

Бактериолог Валентина Долина, несмотря на работу в горводоканале, воду из-под крана все же не пьет – фильтрует с помощью кувшина. Сменный картридж покупает по 40 гривен на три месяца, считает, недорого. Она также рассказала, что во всем мире фильтры ставят сразу на многоквартирный дом, но у нас к этому явно не скоро придут. Правда, в симферопольском роддоме есть такой, американцы подарили.

Осталось добавить, что в нашей семье, если воду пьем из-под крана, то в основном после кипячения, отстоянную в графинчике. Поначалу, когда появились фильтры-кувшины, мы тоже приобрели на семью из четырех человек, но как-то не пошло, не прижилось. А теперь, после посещения очистных сооружений горводоканала, подумалось, может, и ничего?

Этапы очистки в горводоканале Симферополя

1. Ультрафиолетоваяобработка. Убивает микробов. 

2. Первичное хлорирование с использованием гидролиза. Убивает бактерии. 

3. Коагулирование. Очистка от взвесей. 

4. Фильтрование.

5. Хлорирование перед подачей в сеть.

Генеральный директор КРП «ППВКХ г. Симферополя» Виктор Скобликов:

- Наша главная задача поставлять крымчанам качественную чистую воду. Оборудование очистных сооружений электролизными установками, которыми можно обеззараживать воду на основе поваренной соли, будет продолжено. Первую такую установку мы проверили на Аянском гидроузле в 2010 году, где получили положительный результат, затем в 2012-м она появилась на водопроводных очистных сооружений «Петровские скалы». На очереди Партизанское и Межгорное очистные сооружения.


Алена Попова

Фото Светланы Борисовской

На фото: Из четырех электролизных установок для хлорирования воды на симферопольском гидроузле водопроводно-очистных сооружений «Петровские скалы» пока работает только одна. Сказывается дефицит воды в Симферопольском водохранилище, рассказывает начальник узла Василий Ермаков. 


 

"