В нашем доме появился отвратительный сосед…

В Крыму обнаружили опасного вредителя: сантиметровая моль любит помидоры, картошку и баклажаны

Южноамериканская томатная моль на латыни звучит поэтично: Tuta absoluta. Внешне – обычная пожирательница шуб. Но ее аппетиты, а главное плодовитость явно превышают пределы разумного. Одна бабочка в течение своей короткой 10-дневной жизни способна отложить 300 яиц, и это прожорливое потомство уничтожает до 100% урожая любых пасленовых. Накануне весенних огородно-полевых работ «редакция» решила навести справки о новом вредителе. Тем более, что в интернете появилась информация, что томатная моль уже в Крыму.

Прибыла из Турции

Впервые на крымских берегах южноамериканскую томатную моль обнаружили в грузе помидоров, прибывших из Турции. Фитосанитарные инспекторы Крыма сразу раскинули сети, вернее, феромоновые ловушки, которые привлекают насекомых запахом. Тогда, в 2011 году, в п. Чистенькое под Симферополем в одном из хозяйств, которое занимается импортом турецких овощей, а заодно теплицами, и поймали злостную вредительницу.

– Томатная моль поражает верхнюю часть плода, на нем появляются специфические надгрызы, пятна, – говорит Александр Полетаев, начальник управления госнадзора фитосанитарной инспекции АРК. – Но на плодах у нас таких следов обнаружено не было. То, что показывают феромоновые ловушки, это – одно. Где-то этот вредитель через море перелетел …

В инспекции отмечают, что ловушки установили прежде всего на территории тепличных хозяйств, где существует наибольшая степень риска поражения овощей, идущих на экспорт. В том числе, в «Крымтеплице», крупнейшем производителе тепличных овощей Украины, который выращивает до 7 тысяч тонн помидоров и огурцов в год. Из них всего 10-15% остается крымчанам, остальное вывозят с полуострова. Проверка прошлого года показала: внутри теплиц моли нет.

В этом году ловушки еще не ставили – рано. Томатная моль начинает летать в конце мая. До тех пор помидоры могут расти без всякой опаски. Вот они и раскинулись вместе с огурцами на 24-х гектарах «Крымтеплицы». Все томаты подвязаны веревочками, каждый листик на виду, маленькие зеленые плоды уже висят плотными гроздями. Как изменятся тепличные питомцы в случае нападения вредителя?

– Сегменты листа осветляются, – рассказывает главный технолог «Крымтеплицы» Владимир Горб, – они становятся прозрачными, как пленочка. Гусеница как бы высасывает, обесцвечивает хлорофил, это органическое вещество. А когда поражаются плоды, это уже последняя стадия. У нас появление этой моли исключено. Потому что чаще всего она передается через тару, а у нас жесткие карантинные мероприятия. У нас цикл обращения тары – внутренний, она за пределы когда уходит, уже не возвращается. Мы упаковываем в картон – и продукция ушла.

Помимо карантинных мероприятий, в «Крымтеплице» проводится инструктаж работников для того, чтобы они могли самостоятельно определять томатную моль. А вдруг враг просочится? Здесь считают, что уметь распознать его воочию не менее важно, чем с помощью феромоновых ловушек.

А наши помидоры уезжают в Россию

Заместитель гендиректора «Крымтеплицы» по реализации Иван Скляр считает, что история с появлением томатной моли на полуострове имеет более серьезные причины, чем последствия.

– Моль – это маленькое звено большой цепочки. Когда человек покупает помидоры или огурцы из Турции, он не знает, что в них в десятки, а то и в сотни раз превышена концентрация веществ, вредных для организма. Все это знают, но об этом никто не говорит и никто с этим не борется. Мы писали письма и в карантинную инспекцию, и в Верховный Совет. Мало того, что продукты попадают на территорию Крыма, они продаются во всех известных торговых сетях. Кто их проверяет? Никто их не проверяет.

По его словам, карантинная служба, которая проверяет ввозимые продукты, примерно полтора года не функционировала из-за реорганизации.

– Томатная моль – это что-то такое мифическое, для населения абсолютно безвредное, – возмущается Иван Скляр, – а то, что у нас 90% рынка – турецкая продукция, это же никого не интересует. Когда в 2009 году нашли томатную моль в турецких помидорах, их ввоз сразу запретили в Российской Федерации, а у нас не запретили. Вся продукция из Украины шла в Россию, а наш рынок был насыщен турецкой продукцией.

Что советует специалист

Что делать, если вы на своем приусадебном участке заметили полупрозрачные листья помидоров и баклажанов и плоды, побитые маленькими и большими дырами? В фитосанитарной инспекции советуют обращаться к их представителям на местах.

– В Крыму в каждом районе есть инспектор, который занимается вопросами защиты растений, – информирует Александр Полетаев. – Если вы что-либо заметили на своих растениях, ставьте в известность в первую очередь своих местных инспекторов.

В случае подтверждения диагноза следует расправа – зараженное растение уничтожается, а его соседи без видимых следов поражения обрабатываются химией. Плоды тоже уничтожают. Остается проблема с рассадой, именно с ней к вам на огород может пробраться двукрылое чудовище. Рассаду нельзя покупать в карантинной зоне, которой, по данным фитосанитарной инспекции, признан весь Крым (хотя на плодах, по словам специалистов, моль и не находили). При этом территория подтвержденного поражения занимает 11 гектаров Симферопольского района.

Штрихи к портрету томатной моли

Размах крыльев до 10 мм. Крылья коричнево-серые, на передних крыльях имеются темные пятна и штрихи. Гусеница может быть молочно-белой с темной головой или розовой, длина ее – 7,5 мм. Основное лакомство южно-американской томатной моли – помидоры, но она может повреждать баклажаны, картофель и другие растения из семейства пасленовых, такие как дурман обыкновенный, табак сизый, паслен черный. Гусеницы вредителя могут питаться на всех частях растений томатов и повреждать растения на всех стадиях роста. На картофеле клубни не повреждаются, только листья.

На фото: Листья помидоров после работы личинок южноамериканской томатной моли. Вредитель употребляет в пищу все части растения, включая стебель и плоды.