Виталий Павлов: Миллион долларов не меняет жизнь кардинально

Известный российский режиссер и драматург начинал свою творческую жизнь в Крыму. А по образованию он врач. Как Чехов... 

Драматург, прозаик, сценарист, режиссер театра и кино, член Союза писателей России, Виталий Павлов называет себя осознанным крымчанином: он прожил на полуострове 31 год – с 1957-го по1988-й (о своей насыщенной крымской жизни рассказал в повести «Рыбный день»), а затем уехал в Москву, где и занимается творчеством по сей день. Наиболее известные киноработы – «Маша в законе» (2012), «Зоя» (2010), «Жизнь налаживается» (2009), «Галина» (2008), «Семейный ужин» (2006), «Светлана Сталина. Побег из семьи» (2003).
В Симферополь, город творческих начинаний, Виталий Викторович наведывается нечасто, поэтому, узнав о его приезде, «редакция» договорилась о встрече. 

У Виталия Викторовича два высших образования – медицинское (Крымский мединститут, специальность «хирург-травматолог») и кинематографическое (Высшие курсы режиссеров и сценаристов в Москве).

Родился он в Херсоне 15 сентября 1952 года. В Крым переехал в пятилетнем возрасте в связи с переводом отца Виктора Родионовича – тот занял здесь пост начальника гражданской обороны. Примечательно, что Павлов-старший стал прототипом героя в популярном телесериале 2007-го «Ликвидация» (режиссер Сергей Урсуляк): дело в том, что после войны он руководил отделом по борьбе с бандитизмом в Одессе.

Люди откровенны с попом и с врачом

«Профессия врача помогает мне в режиссерской работе»

– Относительно оборудования, диагностики, лекарств медицина стала лучше, а в плане человечности – хуже, врачи потеряли всякий стыд... Не все, конечно, но, увы, нормальных мало. Признаться, докторскую профессию выбрал неосознанно, просто тогда особо некуда было идти, а у меня, к тому же, мама Рахиль Израильевна занимала должность главврача противотуберкулезного диспансера в Симферополе и была главным фтизиатром Крыма.

В то время туберкулез был очень распространенным заболеванием, а Крым – единственным местом, где это эффективно лечилось. Так вот: мама создала целую систему, потратив огромное количество сил, и добилась каких-то фантастических показателей по уничтожению страшного недуга. Увы, все это рухнуло после того, как рухнул Советский Союз. Хорошо, она не дожила до этого момента, получается, вся ее жизнь в Крыму оказалась напрасной...

Сейчас профессия врача помогает мне в работе: я не совершаю явных глупостей, как некоторые режиссеры. Например, когда стреляют человеку в грудь, а от него ошметки летят. Ну, ерунда ведь, такого не бывает, только если это не огромного калибра пуля. Входное отверстие обычно бескровное, это еще сзади может что-то вылетать...

Как Павлов стал писателем, сценаристом, режиссером

«Я сам поставил свою пьесу в МХАТе»

– В юности я сочинял для КВН, затем перешел на более лирические вещи, написал первую повесть. А однажды мой коллега и товарищ Борис Мартынов (российский режиссер, поставивший более 150 спектаклей, свыше 60 из которых – на сценах крымских, черниговского и криворожского театров. – Авт.) предложил: «Напиши пьесу». Хотя я даже не знал, умею писать пьесы или нет. Вскоре появилась одна, потом вторая... Стало понятно, что у меня это получается, что я владею живым диалогом.

Пьесу «Я построил дом» взяли во МХАТ. Но когда я поехал на репетиции и увидел, что там поставили, то пришел в ужас. Тут же начал объяснять актерам, как оно должно быть и... выгнал режиссера (впрочем, труппа была не против). В итоге сам поставил спектакль по своей же пьесе. Выяснилось, что я разбираюсь и в режиссуре. А уж несколько антрепризных постановок, в которых сыграли большие хорошие актеры типа Джигарханяна, еще раз это доказали. Благодаря содействию Олега Ефремова, написавшего письмо в Союз театральных деятелей, я сумел переехать в Москву, которая в то время была закрытым городом (кстати, в 2005-м Павлов снял по собственному сценарию документальную работу «Неизвестный Олег Ефремов». – Авт.).

Дальше – документальные фильмы и сатирический киножурнал «Фитиль». После этого я почувствовал, что могу писать сценарии, готов снимать большое кино.

Тонкости литературной работы

«Восьмисерийный фильм дешевле полнометражки»

– Я очень быстро пишу, моя норма – 10 страниц в день, хотя могу и 15. Идеи рождаются, когда сажусь работать, и мне для этого не нужна особая атмосфера, главное – чтобы было что сказать. Вот, недавно написал «Кофе в постель» – историю в стиле французского кино о молодой женщине, которой случайно подключили в мобильник чужой банковский счет. Она получает, образно говоря, миллион долларов, бурно радуется, но вскоре замечает, что эти деньги кто-то тратит. Проанализировав характер покупок, дамочка приходит к выводу: невидимый «тратильщик» – мужчина, и решает его найти. Это будет ироническое полнометражное кино, какое сейчас снимают крайне редко.
Чем отличается сериал от большого кино? Последнее снимается медленно: дневная норма – 1,5 экранных минуты, а может быть и 30 секунд, и даже 10... Потом это монтируют как угодно. В сериалах нет такой возможности, и снимают по 10-12 экранных минут в день. К тому же, они дешевле: 8 серий снять проще, чем полный метр. Спецэффекты? Все зависит от денег. Вон, в Америке, Англии сериалы уже давно снимают как обычное кино, с большими бюджетами. Посмотрите тех же 38-серийных «Тюдоров» – какие там костюмы и планы! Такое за три копейки не снимешь...

Финансы. Личное. Семья

«Я бы не стал снимать «Молчание ягнят»

– Я считаю, что мне ни разу не заплатили столько, сколько я стою, но меня это не сильно волнует: если работа интересная, берешься за нее несмотря ни на что. Когда я только начинал писать, в заключительных частях своих произведений мне всегда хотелось кого-то убить, чтобы финал был пожестче. А со временем стал понимать: я хочу делать фильмы со счастливым, голливудским концом, и я это делаю! Нельзя пропагандировать насилие, кровь... Я бы не стал снимать «Молчание ягнят», даже если бы предложили иностранцы.

Я не хочу за копейки продавать свои сценарии – да я лучше сам сниму по ним фильмы, и получу от этого больше удовлетворения. «А за миллион долларов?», – порой спрашивают у меня. Нет. Такая сумма не меняет жизнь кардинально – это я в общем, а не конкретно о себе. О чем здесь говорить, если сегодня квартиры в Москве стоят миллионы! Вот 10, 20 миллионов открывают перед тобой уже совсем другие возможности.

Ежели говорить о семье... Моя дочь Анастасия окончила ГИТИС по специальности «театровед» (в совершенстве владеет английским и испанским). Внук Миша с четырех недель снимается в кино. Сейчас ему 5 лет, и у него уже была роль со словами, которую он, ребенок с абсолютным слухом, прекрасно озвучил.