Цари Романовы: хотели как лучше, а получилось...

Ровно 400 лет назад, 3 марта 1613 года, на российский трон был избран первый царь из рода Романовых – Михаил Федорович. Из этого получилась Империя

300 лет правления Романовых – это история превращения Московского царства – в Российскую империю. И этим все сказано: то что переживает уже в наши дни конгломерат стран под названием СНГ, тоже корнями оттуда. И именно при Романовых Крым стал полноценной Европой.

Романовы: сначала надо устроить всех. А потом не обязательно

Собственно, выбор Михаила Федоровича Романова на российский престол, состоявшийся 3 марта (по новому стилю) 1613 года, был результатом достаточного непростого компромисса, как сказали бы сейчас, властной элиты. Нельзя сказать, что род Романовых был знатнее других: те же Шуйские или Голицыны имели куда более древнюю родословную. Да и князь Дмитрий Пожарский имел больший авторитет и политический вес как лидер ополчения, освободившего Москву от поляков. Но состояние страны и общества после кровавых и беззаконных лет Смуты и чехарды Лжедмитриев было очень и очень неутешительным: выбор нового царя должен был объединить, а не уязвить кого бы то ни было. То есть царь, выражаясь современным языком, должен был быть «равноудаленным» от всех и вся.

И кандидатура 16-летнего юноши стала тем самым компромиссом для выхода из ситуации. Соблюдена была и преемственность: Романовы приходились Рюриковичам родственниками (первая и любимая жена Ивана Грозного Анастасия была из этого рода), а недостаток знатности компенсировался многолетней службой предков основателя династии великим московским князьям. Кстати, стоит заметить и то, что выбор Романовых «на царство» – это первый действительно европейский выбор Руси в новое время. Потому как род венценосцев был из Западной России – Смоленщины, неоднократно выступавшей ареной противостояния Польши, Литвы и собственно России, этаким пограничьем, в том числе в религиозном смысле: по ту стороны – католический мир, по эту – православный. Ряд историков, кстати, до сих пор считает приход Романовых к власти в той ситуации осуществлением некоего заговора, конечно же, с зарубежным оттенком и корнями. Дескать, проводили цари и императоры не ту политику, невыгодную «особому историческому пути» страны. Странная мысль, особенно если учесть, что тот же Михаил Романов за Смоленщину-то как раз и воевал с поляками.

Наверное, симптоматично и то, что первый царь очень долго, вплоть до смерти своего отца, в государственные дела вникал мало. Фактическим главой государства был патриарх Филарет, отец Михаила Романова. И, наверное, этот опыт был единственным примером единства светской и церковной власти. Уже сын Михаила Алексей вступил в принципиальный конфликт с патриархом Никоном, который прямо противопоставил себя официальному «государю всея Руси», а уж сын Алексея Петр и вовсе отменил высшее звание в иерархии церкви, сделав ее частью системы госуправления во главе с собой самим. И вернуть хотя бы частично свое положение православная церковь смогла только после ухода Романовых с исторической арены.

Романовы: императоры по призванию

Романовы – это три столетия превращения России в реальную империю, это ломка традиций. Это осознание величия и мощи государства, создание, наверное, самого классического бюрократического аппарата (говорят, философ Иван Ильин именно про времена Николая I сказал: «Россией надо управлять, как учреждением»), это создание уникальной культуры, в которой нашлось место и Пушкину, и Гоголю, и Шевченко, и Абаю, и Блоку. Редко где можно найти пример монарха – личного цензора писателей и поэтов. Плюс страстные собиратели предметов искусства и старины, которых хватило на целый Эрмитаж и еще несколько питерских музеев. При этом жесткие и нравные крепостники, одни из самых богатых российских латифундистов, торговавших пшеницей не от имени государства, а от своего. Ну и, в конце концов, самые последовательные «собиратели земель русских»: от Финляндии и Польши до Дальнего Востока и аулов Туркмении.

Романовы: Крым – бриллиант в короне

На Крыме в эпоху Романовых стоит остановиться отдельно. Конечно же, присоединение Крыма – это заслуга Екатерины Второй, на тот момент – занятие стратегического плацдарма в Юго-Восточной Европе. И можно как угодно относится к последствиям, неоспоримо одно: история Крыма после этих событий пошла совершенно в ином измерении. Во многом то, что имеет сегодня Крым как достижения, это следствие истории последних двух столетий. И причин здесь много, главная из которых та, что Крыму уделялось персональное внимание представителей императорской фамилии. К полуострову относились как к бриллианту в короне. Фактически именно Романовы стали популяризаторами и главными пользователями крымских курортов. Наличие резиденций на «Русской Ривьере», конечно же, привлекало в Крым массу публики, что и стало действительно первой страницей осознанного и культурного наслаждения крымской природой, горами, морем...

Романовы: в ХХ веке их погубила царственная неспешность...

Романовы были во многом законодателями мод и создателями «трендов», как принято сейчас говорить. Через них Россия общалась с Европой в прямом смысле этого слова. Множество германских принцесс, менявших веру и переезжавших жить в чужую для них страну, на удивление быстро становились русскими – не по крови, но по менталитету. И, конечно же, проявляли себя как русские императрицы. Но ответ на этот феномен скорее нужно искать не в каком-то особом обаянии русских обычаев и характера, а в том объеме власти, которым обладали императорские особы. На самом деле Романовы – это создатели уникальной для Европы системы неограниченной власти монарха, смысл которой укладывался в одно слово – самодержавие, подразумевавшее нераздельность власти как таковой и исходную ее величину. Когда ты сам себе судья, а ВСЕ – твои слуги, когда ты сам Закон, а ВСЕ вокруг – лишь его исполнители. Эта система, в полный рост сформированная при Петре Великом, достаточно быстро себя изжила, но попытки реформировать ее при Александре II Освободителе потерпели неудачу. Народ, воспитанный на праве сильного, попросту не осознал смысла реформ, а свое непонимание и недовольство выразил просто – кровавой ликвидацией их инициатора. Когда же уже Николаю II пришлось снова возвращаться к необходимости реформ, было и поздно, да и заигрываний с «игрушками» типа Государственной Думы и очень широкого избирательного права, которые можно как взять, так и отдать, не получилось. Оттого и понадобился Петр Столыпин, который пытался перевести акценты на экономику и благосостояние граждан, но был совершенно глух к голосу общественности, считая ее продажной и не заслуживающей внимания. В итоге и он пал жертвой не столько террориста, сколько внутренних интриг в самой власти.

Романовых погубило несоответствие старых традиций власти и скоростей принятия решений в новом мире, период зрелости российского общества на тот момент и желания активных граждан что-то менять в своей жизни. Россия стала «буксовать», а замена «локомотива» не входила в планы монархии. В итоге она потерпела крах.

Впрочем, когда оглядываешься на 400 лет назад, становится ясно, что не все шаги были продуманы и не все идеи адекватны. Но при этом признаешь как непреложный факт: именно благодаря Романовым Россия состоялась как независимая страна, одна из «главных» на земном шаре. Да, хотелось как лучше, но получилось… Впрочем, только Романовы в этом вовсе уже не виноваты.

Александр Севастьянов

На фото: Фрагмент картины художника Г.И. Угрюмова (1764-1823) "Призвание Михаила Федоровича на царство".  Написана в 1799- 1800 годах.