Курортный роман с продолжением. В диспансере

Сдавать анализы на скрытые половые инфекции раз в год нужно каждому


Через два дня лето, а там – и отпуск. Неотъемлемой частью отдыха в Крыму для многих стали курортные романы. Но любовным утехам зачастую сопутствуют не самые приятные заболевания. Об этом «редакция» беседовала с Валентиной ИЛЬИНОЙ, заместителем главврача Республиканского кожно-венерологического диспансера.

– У вас наверняка летом самый горячий сезон?

– Нет, у нас горячая пора начинается осенью, когда закончились и курортные романы, и время отпусков. Вот тогда пожинаем плоды любви – и настоящей, и суррогатной (я имею в виду случайные половые связи). У нас всегда очень много пациентов именно после лета, ну и еще после праздников, когда люди расслабляются под действием алкоголя и не контролируют себя.

– Какие из венерических заболеваний сейчас чаще всего встречаются?

– Наиболее распространены внеклеточные, или, как их еще называют, скрытые инфекции: уреаплазма, микоплазма, хламидии.

– Это новые болезни, раньше их не было?

– Нет, на самом деле они были всегда, и о них и раньше было известно медикам, но не было такой диагностики, которая могла бы эффективно выявлять эти инфекции. Сейчас существует ПЦР-диагностика, с помощью которой и выявляются эти болезни.

– Правда ли, что эти инфекции могут никак не заявлять о себе?

– Да, они, как правило, протекают бессимптомно – нет рези, отечности, пенистых гнойных выделений, как, к примеру, при гонорее или трихомониазе. Иногда эти инфекции могут маскироваться под циститы, и люди принимают препараты от воспаления мочевого пузыря, тем самым только загоняя истинную болезнь вглубь. Иными словами, очень многие могут быть заражены – и даже не догадываться об этом. А ведь эти инфекции не так безобидны, как кажется, они опасны своими осложнениями. У женщин они могут вызывать кисты, бесплодие, преждевременные роды, даже мертворождение. У мужчин простатиты могут быть. А еще могут быть поражения суставов, почек, глаз. Поэтому, я считаю, что сдавать анализы на скрытые инфекции – уреаплазму, микоплазму, хламидии – раз в год нужно абсолютно каждому человеку.

– Какие анализы нужно сдавать, чтобы провериться?

– Обычную скопию – то есть обычный мазок, его никто не отменял, и в случае классических инфекций (гонореи, трихомониаза) он весьма информативен, а также ПЦР-диагностику – тот же мазок исследуется на молекулярном уровне, этот анализ показателен, когда речь идет именно о скрытых инфекциях.

– Насколько трудно вылечить скрытые инфекции?

– Вовсе не трудно: если изначально правильно выбрана схема лечения, если человек ответственно к этому отнесся и пролечился, соблюдая все предписания, то болезнь лечится в течение 2-3 недель. Потом еще несколько раз в течение трех месяцев сдаются контрольные анализы – и все, живите и радуйтесь.

– Бытовым путем этими инфекциями заразиться можно?

– Да, можно. К нам иногда приводят маленьких детей, которые заразились бытовым путем, из-за того, что мамы, которые сами больны, не всегда соблюдали правила гигиены – скажем, позволяли ребенку залезать в свою постель. В основном девочки страдают – из-за особенностей анатомического строения им бытовым путем заразиться такими инфекциями гораздо проще, чем мальчикам, с которыми такое практически не случается. 

– А на пляже тоже можно что-нибудь подхватить?

– На этот счет среди медиков нет единого мнения, это спорный вопрос. Но когда вода в море нагревается до 28-30 градусов, а при такой температуре большинство возбудителей чувствует себя очень комфортно и активно размножается, то опять-таки для маленьких девочек, которых мамы выпускают без трусиков, такая ситуация может быть очень опасна.

– Вернемся к взрослым: если говорить о нетрадиционных формах полового контакта – тоже есть риск заражения?

– Да, конечно – и при оральном, и при анальном сексе этими инфекциями легко заразиться, впрочем, как и классическими венерическими заболеваниями. 

– А какова с этими самыми классическими ситуация?

– Сифилиса сейчас стало намного меньше, гонореи тоже стало меньше, но ее стало тяжелее диагностировать – в аптеках полно всевозможных препаратов, люди активно занимаются самолечением, и острые процессы переходят в хронические, вялотекущие, со стертой симптоматикой. А если болезнь перешла в хроническую стадию, то ее всегда труднее обнаружить, чем в острой. Лидирует же из «классики» трихомониаз.

– Некоторые считают, что венерические заболевания – удел низших слоев общества, а нормальные люди таким не болеют. Что вы можете сказать об этом по своему врачебному опыту?

– Это ошибочная точка зрения – абсолютно любой человек может заболеть, от венерических заболеваний никто не застрахован.

– А кто к вам чаще обращается за помощью – мужчины или женщины?

– Мужчины приходят чаще и обследуются, скажем так, гораздо активнее. Возможно, это связано с тем, что женщины с такой проблемой к венерологам идти стесняются, а обращаются к гинекологам. Но, на мой взгляд, это не совсем верно – все-таки каждый должен заниматься своим делом, и если есть подозрения на венерическое заболевание, лучше обратиться к узкому специалисту, тем более, сейчас не советские времена, нет никаких жестких мер. И, к счастью, люди уже это понимают и не боятся обращаться к нам.

– А раньше, в советские времена, боялись из-за огласки?

– Да, тогда ведь и на производство могли сообщить, вплоть до разборок на парткомах в духе «Они позорят наш коллектив» дело доходило… Но сейчас все это осталось в далеком прошлом, при желании можно вообще анонимно лечиться. И люди сейчас стали грамотнее: они по собственной инициативе приходят обследоваться после случайных связей, иногда чуть ли не на следующий же день. Хотя на самом деле на следующий день анализ еще ничего не покажет, первые 2-5 дней вообще ничего не проявится – у каждого заболевания ведь есть инкубационный период, когда возбудитель уже в организме, но его еще невозможно обнаружить. Например, инкубационный период сифилиса – от 21 дня до 4 месяцев, иногда и 9 бывает. У скрытых инфекций он составляет от 14 до 21 дня. Поэтому приходить на проверку нужно обязательно, но выждав две недели (если, конечно, до этого не появятся какие-либо явные симптомы заражения).

– У вас тут семейные драмы часто разыгрываются, ведь понятно, что бывают щекотливые ситуации типа: у мужа нашли, а у жены – нет (и наоборот)?

– Бывают драмы, но вообще-то мы всегда стараемся тактично объяснить, что не стоит спешить с выводами, обвинениями. Дело в том, что если у одного из супругов, партнеров обнаружили инфекцию, а у другого нет, это еще ничего не значит. На самом деле, тот, у кого сразу ничего не нашли, тоже может быть болен, но у него инфекция перешла в хроническую форму, спряталась, и чтобы ее обнаружить, нужны более тщательные и длительные обследования. Причем, сам человек об этом может и не догадываться – скажем, в то время, когда он заразился венерической инфекцией, он проходил какой-либо не связанный с этой сферой курс лечения, принимал антибиотики – и под их действием инфекция тихо перешла в хроническую форму и притаилась в организме до поры до времени. Так что в такой ситуации искать виноватых – дело неблагодарное, лучше сосредоточить усилия на лечении.

Беседовала Татьяна Шевченко

Фото Светланы Борисовской