НИКОЛАЙ ДИСКИН: Ассоциация автомобильных перевозчиков Крыма намерена добиться введения свободных тарифов

В связи с курортной спецификой Крыма летом нагрузка на автотранспортную отрасль увеличивается в несколько раз, и от того, насколько она справится с поставленной задачей, зависит и успешность сезона. 
О проблемах автотранспортной отрасли АРК, борьбе с нелегалами и о том, почему крымские автоперевозчики выступают за свободное тарифообразование, корреспонденту Крымского информационного агентства рассказал президент Ассоциации автомобильных перевозчиков Крыма, Заслуженный работник транспорта Украины НИКОЛАЙ ДИСКИН.

– Николай Борисович, Ваша ассоциация объявила о намерении повысить тарифы на междугородные перевозки с 18 коп. за пас/км до 26-28 коп. С чем связано такое решение и не отразится ли это на курортном сезоне?
– Сегодняшний тариф не обеспечивает минимальную рентабельность перевозочного процесса. Это является следствием того, что себестоимость перевозок в связи с резким увеличением стоимости горюче-смазочных материалов, автозапчастей, авторезины, а также необходимостью повышения зарплаты работников возросла до критической отметки. Цена автобуса большой пассажировместимости составляет сотни тысяч долларов. Срок окупаемости его, при условии хорошей работы, ориентировочно 6-8 лет.
Сегодня крымские автоперевозчики нередко работают себе в убыток. Именно поэтому они просят ассоциацию инициировать вопрос о повышении тарифов на проезд до 26-28 копеек за пас/км.
На недавнем заседании правления ассоциации его члены (руководители наиболее крупных автотранспортных предприятий) пришли к выводу, что деваться некуда, надо просить крымское правительство повысить тариф на междугородный проезд. Думаю, это не отразится на курортном сезоне. Так, по предлагаемым нами тарифам, в среднем билет до Ялты подорожает на 7 грн, что никак не повлияет на объем пассажирских перевозок.

– Сегодня многие крымские автоперевозчики выступают за дифференциацию тарифов в зависимости от времени года: летом – дороже, зимой – дешевле. Как Вы относитесь к такой инициативе?
 – Я считаю, что рассматривать этот вопрос следует шире. Речь должна идти о дифференцированном тарифе, который будет зависеть не только от времени года, но и от классности автобуса и от качества предоставляемых услуг. Введение такого тарифа, если при этом он будет свободным, обеспечит здоровую конкуренцию автоперевозчиков. Выиграет в конечном счете пассажир.
Совместно со Всеукраинской Ассоциацией автомобильных перевозчиков мы намерены добиться введения свободных тарифов.

– В этом году автоперевозчики Украины, в том числе и Крыма, проходят конкурс на пригородные и междугородные маршруты по новым правилам. Как отразятся эти нововведения на автотранспортной отрасли республики?
– Действительно, в настоящее время при определении победителя конкурса на перевозку пассажиров на автобусном маршруте общего пользования для большей объективности применяется балльная система оценки. Предпочтение отдается тем перевозчикам, у которых имеется собственная материально-техническая база, новый комфортабельный транспорт, штат сотрудников не менее 50 человек. Большое внимание уделяется качеству работы, что определяется отсутствием или наличием претензий со стороны контролирующих органов. Транспорт должен быть технически исправным, оборудованным климат-контролем и другими удобствами, чтобы превратить утомительную поездку в увлекательное путешествие.
Новый порядок проведения конкурса в первую очередь защищает интересы крупных автоперевозчиков. С одной стороны, это правильно, с точки зрения качества предоставляемых услуг. С другой стороны новые правила вытеснят с рынка пассажирских перевозок мелкие и средние компании. Выход один – им необходимо объединяться в крупные предприятия. Я знаю такие примеры. Сегодня данный процесс характерен для всей Украины.

– Известно, что в летнее время на крымских дорогах значительно увеличивается количество нелегальных автоперевозчиков. Какие меры принимаются для устранения этой проблемы?
– Нелегальных автоперевозчиков много и с ними борются все контролирующие органы. Но, увы, пока безрезультатно. Проблема «дорожных пиратов» особенно актуальна в курортный сезон. Иногородние нелегалы, не обремененные платежами (которые осуществляют законопослушные перевозчики), работают по сниженным тарифам, при этом не гарантируя ни качества предоставляемых услуг, ни безопасности поездки.

- А что Вы можете сказать о проблеме перевозки льготной категории граждан?
– Закон Украины «Об автомобильном транспорте» обязывает автоперевозчиков бесплатно перевозить льготные категории граждан. Статья 7 того же закона гласит: «Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать компенсацию потерь автоперевозчику вследствие перевозки льготных категорий пассажиров». К сожалению, зачастую расходы, связанные с перевозкой льготников, ложатся на автопредприятия. Это также повышает себестоимость перевозок и вызывает необходимость увеличения тарифа.

Подготовила Юлия Суконкина