ОЛЬГА КРИВЕНКО: Проект Госбюджета на следующий год не учитывает интересы крымчан

Проект Госбюджета-2010, одобренный Кабинетом Министров Украины, предусматривает определенные изменения, которые могут затронуть экономические интересы Крыма. В частности, наиболее дискуссионным вопросом в настоящее время является порядок уплаты акцизного сбора.
Об особенностях проекта Госбюджета и учета в нем интересов автономии корреспонденту Крымского информационного агентства рассказала заместитель министра экономики АРК ОЛЬГА КРИВЕНКО.

– Ольга Петровна, какова основная особенность проекта Государственного бюджета Украины на следующий год?
– Начнем с того, что проекты Госбюджета, республиканского и местных бюджетов Крыма формируются на базе Бюджетного кодекса Украины. Проект Государственного бюджета на 2010 год основан на новой редакции Бюджетного кодекса Украины, которая одобрена Кабмином и утверждена парламентом, но ветирована президентом. Учитывая, что народные депутаты это вето не преодолели, проект Госбюджета-2010 может остаться на бумаге.

– Какие это может иметь последствия?
– Не принятый до нового года основной финансовый документ страны – это не утвержденный для всех местных бюджетов финансовый ресурс в виде межбюджетных трансфертов, которые являются составной частью доходов. Последствие только одно – срыв сроков бюджетного процесса на всех уровнях.

– Насколько проект Госбюджета-2010 отличается от предыдущего?
– В документе кардинально изменен порядок зачисления налогов и сборов. В том числе и таких бюджетообразующих для республиканского бюджета Крыма, как налог с доходов физических лиц и плата за землю.
Ориентировочно бюджет АРК недополучит около 70–90 млн грн собственных доходов. Это говорит о том, что реализация централизованных республиканских программ (в сфере социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, др.) оказывается под угрозой.
Кроме того, появилась новая проблема – изменен порядок уплаты акцизного сбора. Сейчас с произведенных в автономии товаров он уплачивается в полном объеме в бюджет АРК, и это значительная доля поступлений, более 100 млн грн в год.
Однако с 2010 года предлагается акциз с ликеро-водочной продукции зачислять в Государственный бюджет. Но возникает вопрос, почему, размещая производственные мощности в Крыму, пользуясь природными и экономическими ресурсами автономии, налоги предприятия должны уплачивать в Госбюджет, или они должны учитываться по другому региону страны?
В связи с этим Правительство Крыма и Верховная Рада обратились к украинскому парламенту с просьбой поддержать поправку в проект бюджета и добиться прежнего порядка уплаты акцизного сбора. Думаю, данная проблема, если подключатся и народные депутаты Украины от Крыма, будет решена в пользу АРК.

– Как Вы считаете, насколько в проекте Госбюджета учтены интересы автономии?
– Крым – практически единственный регион Украины, где действует Государственная программа социально-экономического развития до 2017 года, которой предусматриваются мероприятия по газификации населенных пунктов, развитию социальной сферы, решению земельных вопросов и другие. Эта программа принята, но финансовый ресурс (около 560 млн грн) в будущем Госбюджете не предусмотрен.
Фактически не предусмотрено в плановом порядке финансирование Программы обустройства депортированных граждан.
На осуществление конституционных полномочий республики расходы не увеличиваются, притом что растут объемы государственного и местных бюджетов на основе макроэкономических показателей.
Кроме того, в Крыму расположено много бюджетных учреждений (подчиняющихся центральным органам власти), которым государство предоставило льготы по плате за землю. Это около 130 млн грн ежегодно. Эти потери и потери по плате за землю от размещения Черноморского Флота Российской Федерации из Госбюджета Крыму не компенсируются.

– Ольга Петровна, насколько учтены в проекте Госбюджета интересы реального сектора крымской экономики?
– Сказать, что проект Госбюджета-2010 предусматривает поддержку реального сектора экономики в том объеме, который предлагался Советом министров АРК, я не могу.
Речь идет о программах финансовой поддержки и удешевления кредитов для предприятий сельского и жилищно-коммунального хозяйства, промышленного комплекса, малого бизнеса. Кроме того, предприятия ЖКХ в следующем году не будут получать субвенцию из Госбюджета по разнице в тарифах, в то время как это существенная поддержка, позволяющая вовремя рассчитываться за потребленные энергоносители и, по-большому счету, сводить «концы с концами» при существующей системе утверждения тарифов.
Из года в год не решается проблема компенсации льготных перевозок предприятиям всех видов транспорта. Особенно нас волнует ситуация на КРП «Крымтроллейбус» и с евпаторийскими трамваями. Уже в этом году из-за сбоев и неполного возмещения затрат из Госбюджета заработная плата не выплачивалась в срок, появилась кредиторская задолженность по другим обязательным платежам. А это социальные перевозчики.

– Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко возлагает определенные надежды на Стабилизационный фонд. По-вашему мнению, насколько он может быть полезен для Крыма?
– По большому счету предназначение этого фонда – служить источником, который бы стабилизировал все «больные точки» финансовой системы страны и экономики в связи с влиянием кризисных явлений.
У нас происходит следующее: в этом и следующем годах Стабфонд включает в себя расходы на все государственные бюджетные программы, которые ранее в плановом порядке финансировались за счет расходов общего фонда Госбюджета. В частности, речь идет о программах в сфере АПК, реформирования ЖКХ, «Питьевая вода Украины», «Школьный автобус» и многие другие.
Мы считаем, что предусматривать расходы на эти программы не по главным распорядителям, а в рамках Стабилизационного фонда – неэффективно, так как это не гарантирует фактическое получение средств на их реализацию.

– Каковы качественные различия между государственным и республиканским бюджетами?
– Бюджет Крыма перевыполняется по доходам, а Госбюджет имеет проблемы по выполнению утвержденных показателей по основным источникам поступлений. И это мы особенно ощущаем в последние 2 месяца, когда заморожено финансирование объектов социально-экономического развития за счет государственных капитальных вложений и т.п.

Подготовил Закир Закиров