ЕКАТЕРИНА ЮРЧЕНКО: В течение двух лет Крым должен стать территорией успеха

После смены руководства как в стране, так и в Крыму украинские власти стали уделять автономии особое внимание. Очевидно, что новый состав крымского правительства нацелен на результат. О планах развития Крыма, использовании его экономических ресурсов, а также перспективах автономии корреспонденту Крымского информационного агентства рассказала заместитель Председателя Совета министров АРК  ЕКАТЕРИНА ЮРЧЕНКО.

«В ЭТОМ МИРЕ НЕИЗБЕЖНЫ ДВЕ ВЕЩИ – СМЕРТЬ И НАЛОГИ»

– Екатерина Григорьевна, некоторое время назад Крым направил в Министерство экономики страны несколько законодательных инициатив в сфере налогообложения. Что это за идеи и нашли ли они поддержку в Киеве?
– Все наши предложения вошли в бюджетную декларацию на 2011 год, которая уже принята Кабинетом Министров Украины. И все инициативы по изменению законодательства, которые Крым направляет, если они будут учтены, то начнут действовать с 1 января 2011 года.
Предполагается, что с нового года Украина начнет наконец-то работать с налоговым кодексом. Ранее правительство Януковича уже разрабатывало проект подобного документа, однако он не был рассмотрен. И вот сейчас пакет предложений от Крыма касается в том числе и налогового кодекса. Среди наших предложений – внедрение единого социального взноса, постепенное снижение ставки налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, льготный режим налогообложения инвестиционной деятельности и другие. Кроме того, были предложения по усовершенствованию самой системы администрирования налогов, по внедрению международного опыта применения акцизов, предложение, связанное с использованием природных ресурсов и др. Мы также проявили инициативу по приближению налогового учета к бухгалтерскому, что очень важно для предприятий.
Все наши предложения поступают в Комитет по экономическим реформам при Президенте Украины, в котором мы находим взаимопонимание и поддержку. Но вот результатом нашей работы, я считаю, станут готовые законопроекты, которые мы увидим уже в сентябре и поймем, какие инициативы автономии учтены.

– Насколько такие изменения в законодательстве позволят автономии быть независимой в финансовом плане?
– Я не могу сказать, что главная цель тех изменений, которые мы предлагаем, – это независимость в финансовом плане. Главная цель – это благополучие крымчан. Все инициативы направлены на то, чтобы устранить шероховатости в законах, которые мешают нормально развиваться бизнесу или не дают государству четко выполнять свои функции, в частности, по наполнению бюджета. Потому что налоги – явление абсолютно неизбежное, и если граждане хотят, чтобы государственные институты функционировали, они должны платить, иначе – невозможно.
Сейчас существует, например, люфт в законодательстве, который позволяет недобросовестным налогоплательщикам уклоняться от уплаты налогов. Так, крупные супермаркеты создают СПД, а те дробятся и работают на едином налоге. После чего в зале большого супермаркета мы видим, что за овощи отвечает один, за сыр – другой субъект предпринимательской деятельности. Так государство теряет свои доходы.
А государство должно иметь нормальный бюджет и реальные источники его наполнения, а предприниматели – законы, которые позволяют абсолютно прозрачно работать их бизнесу. Поэтому я не говорила бы о независимости в финансовом плане, я бы говорила, что мы все как-то зависим друг от друга. Мы живем в одной стране, которую уважаем и любим, и цель у нас должна быть одна – сделать нашу жизнь и жизнь наших потомков лучше.

– В инициативах, в частности, предлагается значительно увеличить некоторые налоговые ставки. Как Вы считаете, не повлекут ли подобные изменения рост «тенизации» экономики?
– Мы знаем, что на протяжении десяти лет предельный объем выручки от реализации и размеры ставок единого налога не пересматривались, несмотря на то, что у нас растут цены, тарифы, курс доллара и т.п. В связи с этим инициативы, которые подавал Крым, были направлены именно на установление четких правил регулирования взаимных обязательств государства и бизнеса. Мы предложили дифференцированный подход по установлению ставок единого налога не только в зависимости от валовых доходов, но и от вида деятельности. То есть во внимание взяли непосредственно количество наемных работников, предложили ввести налоговые каникулы для семейного бизнеса, чтобы поощрять его.
Еще один налог, по которому мы подготовили предложения, – это ставка курортного сбора, которая была установлена с 1993 года декретом Кабинета Министров Украины в размере 1,7 грн. Эта ставка не пересматривалась 17 лет, и мы хотим упорядочить этот налог, правильно определив ставку. Вместе с тем, будут определены льготные категории граждан, которые не будут платить этот налог. Мы хотим сделать его работающим, таким, который позволит нам пополнять бюджет и в то же время не станет обременительным для людей.
Кроме того, мы подготовили предложение о регистрации филиалов по месту ведения хозяйственной деятельности. Мы знаем, что филиал, например, находясь здесь, платит только налог с дохода физических лиц, а основные налоги платит консолидированно по месту регистрации головной конторы. Но, тем не менее, справедливо и разумно было бы регистрировать здесь филиал, который работает на территории Крыма, и здесь же уплачивать налоги. Это предложение в прошлом году поступало от Государственной налоговой администрации АРК, и мы однозначно его поддерживаем.
А что касается тенизации экономики, то действительно, усиление налогового давления способствует увеличению ее размеров, но, с другой стороны, именно благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер, позволят такой рост не допустить.

– Инициатива по введению специального торгового патента с дифференцированной ставкой в курортных регионах Крыма предполагает рост поступлений в местные бюджеты. А насколько такой патент выгоден предпринимателю?
– Мы знаем, что такой патент уже действовал в 1998–2003 годах на определенных территориях, в частности, в Крыму – в Большой Ялте, Алуште. У нас есть отзывы субъектов хозяйствования, которые говорят, что однозначно им было намного проще работать, когда был патент. Это упрощало ведение деятельности, систему налогообложения.
Понимаете, нет людей, которые хотят платить налоги. Но, как метко сказал еще в ХVІІІ веке Бенджамин Франклин: «В этом мире неизбежны только две вещи: смерть и налоги». Поэтому предприниматели, не любя это дело, согласны платить, когда это прозрачно, понятно и упрощает им ведение бухгалтерии, бизнеса. Опять же, уменьшается количество проверок. К тому же среди преимуществ спецпатента – не требуется применение регистратора учетных операций, то есть кассового аппарата.
 
«КРЫМ ОДНОЗНАЧНО НЕ ОТНОСИТСЯ К ДЕПРЕССИВНОЙ ТЕРРИТОРИИ»

– В Крыму планировалось создание свободных экономических зон, территорий приоритетного развития. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
– Для Украины в целом, и для Крыма особенно важным есть привлечение в экономику инвестиций. И для того чтобы понимать, какие инвесторы придут на территорию, мы должны разобраться, как мы выглядим в геополитическом, стратегическом аспекте.
Учитывая то, что практически все зарубежные инвесторы не разделяют АРК и Севастополь, созданной в Совете министров рабочей группой разработана Концепция особого Порядка осуществления инвестиционной деятельности на территории АРК и г. Севастополя. Эта концепция будет представлена Президенту и Кабмину на утверждение, а после этого мы будем готовить соответствующий законопроект. Его рабочее название – «Особый порядок инвестиционной деятельности на территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя». Так, до конца июня мы собираемся утвердить концепцию, до 1 сентября подать законопроект и с 1 января 2011 года, при условии принятия закона, он начнет работать.

– В чем заключается эта концепция?
– Мы изучили наши преимущества, чем Крым может отличаться от стран Черноморского региона (например, от Грузии, которая уже входит в семерку самых льготных стран по налогообложению, Турции с ее развитой туристической инфраструктурой, Болгарии и других). Ведь, прежде чем что-то предлагать инвесторам, мы должны понять, как и в чем Крым может конкурировать, чтобы не превратиться в территорию, куда приходят только те инвесторы, которых уже отовсюду выгнали.
Так, наши конкурентные преимущества – это природно-ресурсный потенциал, большие свободные территории и очень удобное экономическое и географическое положение, которого не имеет никто из наших соседей. К тому же в Крыму – достаточно квалифицированные трудовые ресурсы и научная база, пять морских портов и потенциал для развития транспортной инфраструктуры.
В результате определилась суть нашей концепции – создание на территории Крыма особых экономико-правовых условий для привлечения стратегических инвесторов и стимулирования деловой активности.
Мы сознательно ушли от создания СЭЗ, или ТПР, потому что свободные экономические зоны – это ограничения по территории, по таможенным процедурам и т.д. Это уже вчерашний день, инвесторы уже не хотят в такие зоны. Что касается ТПР, то Крым не попадает под определение, прописанное в нашем законодательстве, в том числе и однозначно не относится к депрессивной территории. Поэтому мы предлагаем просто остаться общей территорией Крыма вместе с Севастополем и принять закон, который позволит нам иметь особый порядок для привлечения инвестиций.

– А какие в Крыму направления для инвестиционной деятельности являются приоритетными?
– Изучив Черноморский регион, мы предлагаем семь таких направлений.
На первом месте – охрана здоровья на базе курортно-рекреационного комплекса современной медицины (Саки, Евпатория). На втором – отдых и туризм (мы выигрываем тем, что у нас достаточно большие неосвоенные территории под застройку не для отдельных гостиниц, а для целых комплексов). Третье направление – это аграрно-промышленный комплекс с полным циклом: производством сельскохозяйственной продукции, переработкой и реализацией здесь же, на территории, для потребностей рекреационного комплекса. Это виноградарство и виноделие, садоводство, плодоводство, производство детского питания и плодоовощных консервов, напитков, выращивание эфиромасличных культур и, возможно, выращивание и переработка рыбы и морепродуктов.
Кроме того, исходя только из своего природно-климатического расположения, Крым является прекрасным местом для создания неуглеродной энергетики, включающей солнечную и ветровую, и может однозначно быть экспортером электроэнергии. Перспективными направлениями являются транспортная инфраструктура, в том числе и экологически чистая, а также экологические программы – охрана окружающей среды, канализационно-очистные сооружения, строительство полигонов ТБО, мусороперерабатывающих заводов. Ставка также делается на наукоемкие производства и развитие перспективных отраслей экономики нового технологического уклада: нано-, био-, ИК-технологий.
И в этом вопросе пример показывает Россия, где несколько дней назад презиент Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект закона по созданию российской Силиконовой долины – иннограда Сколково, как автономного микрорегиона со своими законами и даже со своими органами власти. На этой территории создаются особые условия для исследований и разработок по таким направлениям, как энергоэффективность и энергосбережение, ядерным, космическим, медицинским и компьютерным технологиям.
Так почему в Крыму не может быть создано что-то подобное? У нас есть все для этого – мощные научные институты, в том числе и в Севастополе, ресурсный потенциал и самое главное – прекрасная молодежь, которая учится в наших университетах и которая не станет уезжать за рубеж, если у нее здесь будет возможность работать. Ведь инновации – это дело молодых.

«ЛЮДИ ДОЛЖНЫ ВИДЕТЬ, КУДА УХОДЯТ ИХ ДЕНЬГИ»
– Недавно был создан межведомственный Комитет по обеспечению поступлений налогов, сборов и повышению эффективности работы предприятий. А какой конкретно эффект для бюджетов Крыма (в денежном выражении) можно ожидать от работы этого органа?
– Комитет создан для консолидации работы ведомств (в частности, чтобы сократить количество проверок на предприятиях) и не является карательным органом, а наоборот, нацелен на партнерство. То есть, на его заседания будут приглашаться все предприятия, в том числе и для поощрения.
Вообще в развитых странах мира рычагом для уплаты налогов является осознание гражданами того, что если кто-то не платит – это наказуемо. Помимо этого, понудить граждан платить налоги можно, будучи открытыми в этом вопросе. Люди должны видеть и иметь возможность спросить, куда уходят их деньги, на какие цели власть эти средства тратит. Это, собственно, и есть важнейшее содержание демократии. Поэтому в одном из положений комитета это тоже зафиксировано. То есть, мы будем не только спрашивать, почему нет налоговых платежей, а и рассказывать, куда они направляются.
Что касается эффекта от работы органа в денежном выражении, то мы не ставили задачу собрать определенную сумму. Есть бюджет, утверждены его доходная и расходная части. А комитет как раз скоординирует работу всех органов для того чтобы реализовать запланированное.

– При прежней власти в стране управление бюджетом осуществлялось «вручную», из-за чего автономия недополучила финансирование по многим программам. Чего крымчане могут ожидать сегодня?
– В настоящее время идет четкое финансирование всех расходов в автоматическом режиме. На все, на что есть документация, проведены тендеры, есть платежные документы, реестры и зарегистрированные обязательства, – в казначействе автоматически выделяются деньги. То есть, сегодня нет никакого «ручного» режима, и новое правительство не собирается таким образом управлять бюджетом.

– По некоторым данным, за последний год доходы жителей нашей страны значительно упали, и почти 80% граждан живут за чертой бедности. Как Вы считаете, сколько времени необходимо, чтобы вернуть страну к докризисному уровню?
– Смотря какой кризис вы имеете в виду – мировой экономический или тот кризис власти, который у нас был? Если экономический, то, конечно, Украина, как и другие страны, будет постепенно выходить из этого. Что касается кризиса прежней власти – то было абсолютное отсутствие управленческой вертикали, «ручное» управление бюджетом, но это сейчас меняется. В Крыму разработана Стратегия развития АРК на период до 2017 года, однако мы считаем, что уже в 2012 году автономия станет другой. У нас есть для этого все – помощь президента, правительства Украины, есть инструменты, команда, поддержка крымчан. В связи с этим я верю в то, что за два – два с половиной года мы уже увидим результат. Крым должен стать тем, чем достоин стать – территорией успеха Украины. И, конечно, жемчужиной Европы.
 
Подготовила Надежда Шарова