МИХАИЛ БАХАРЕВ: На местных выборах будет борьба, которой Крым еще не видывал

Близится избирательная кампания в местные советы и крымский парламент, а, следовательно, предстоит снова делать выбор, доверяя будущее республики той или иной политической силе. Старт кампании намечен на сентябрь, но уже сейчас многие эксперты предрекают бескомпромиссную политическую схватку.
О планах на выборы, своих друзьях и врагах, а также о жизненных принципах корреспонденту Крымского информационного агентства рассказал заместитель Председателя Верховной Рады АРК Михаил Бахарев.

«НАДЕЮСЬ, ПОЛИТИКИ НЕ ДОЙДУТ ДО КРАЙНЕЙ СТЕПЕНИ ОЗВЕРЕНИЯ»

– Михаил Алексеевич, насколько бескомпромиссной будет борьба на предстоящих местных выборах?
– Политическое противостояние будет таким жестким, какого Крым еще не видывал.
Во-первых, изменены правила игры, выборы пройдут по пропорционально-мажоритарной системе. Мажоритарная система – это, на мой взгляд, шаг назад. Она позволяет депутатский мандат покупать за деньги, как товар на рынке. Я уверен, что для нашего общества мажоритарная система противопоказана. Во-вторых, после поражения на президентских выборах ряд политических сил захотят взять реванш, поэтому будут использовать всевозможные приемы политической борьбы, в том числе грязные политтехнологии. Однако я все же надеюсь, что политики не дойдут до крайней степени озверения.

– На Ваш взгляд, какие партии попадут в парламент автономии нового созыва?
– Партия регионов – это основная политическая сила. Хотя ее успех в Крыму зависит от того, кто войдет в первую пятерку избирательного списка. Крымские коммунисты (станут второй по величине фракцией), представители Русской общины Крыма (то есть та партия, в которой они пойдут), крымские татары по спискам НРУ, а также БЮТ и «Союз». Кроме этого, есть шансы у партии Сергея Тигипко «Сильная Украина».

– Вы намеренно не упоминали о «Блоке Куницына»?
– Сергея Куницына и его политсилу я не упомянул не потому, что забыл, а честно говоря, попросту не знаю, каковы его шансы, для этого ему для начала надо определиться. Сам Сергей Куницын, конечно, может вступить в Партию регионов, и уверен, что место в проходной части списка ему обеспечат, но тогда будущее его команды непонятно. Сомневаюсь, что Партия регионов включит всю команду Куницына в свой список.

«Я НЕ ВИЖУ СЕБЯ УЧАСТНИКОМ ПРЕДВЫБОРНОЙ ГОНКИ»

– С какой политсилой собираетесь участвовать в выборах?
– Я не принадлежу сегодня ни к одной политической силе и пока не вижу себя в качестве участника предвыборной гонки.

– В 2006 году Вы попали в крымский парламент по списку коммунистов. Что изменилось сейчас?
– Да, я прошел по их списку, но это не значит, что я буду все время баллотироваться с КПУ или вообще участвовать в выборах. Мне пока никаких предложений не поступало, да и сам я ни в какую партию не обращался.

– Не хотите попробовать свои силы в качестве мэра одного из крымских городов?
– Нет,  думаю, что мэром нужно избрать человека, который будет немного моложе, хотя бы для того, чтобы у него были силы работать сутками.

– Вы не знаете, кого коммунисты собираются выдвинуть в мэры Симферополя?
– Был разговор, что это бывший крымский министр ЖКХ Владимир Баженов.

– Насколько я помню, в декабре прошлого года Вы приостановили членство в РОК. Сейчас что-то изменилось?
–  Не хотел бы на эту тему говорить перед выборами, потому что не хочу навредить самой Русской общине, эта организация много значит для меня.

«МНЕ УДАЛОСЬ ПОДГОТОВИТЬ СМЕНУ В ЛИЦЕ СВОЕГО СЫНА»

– Что Вы считаете своим самым главным достижением в жизни?
– Благодаря предпринятым мною и моими товарищами усилиям была сохранена газета «Крымская правда», сегодня это самая крупная в Крыму ежедневная газета. Мне удалось подготовить смену в лице своего сына: он стал главным редактором газеты не потому, что мой сын, а потому, что этого достоин и добился больших успехов как руководитель газеты и как политик.

– Ваш сын Константин Бахарев будет баллотироваться в депутаты по списку Партии регионов?
– Наверное, будет. По крайней мере, переговоры с ним проводятся. В нем заинтересованы как в личности, как в редакторе газеты, которая отстаивала и в течение длительного времени открыто поддерживала Виктора Януковича и противостояла оранжевым силам.

– Михаил Алексеевич, как вышло так, что Вы оставались вице-спикером на протяжении всей каденции, независимо от смены руководства парламента автономии? Это искусство договариваться или…
– Когда Анатолий Гриценко покидал пост спикера, я тоже написал заявление об уходе, но Крымский реском КПУ и фракция «Коммунисты» настояли, чтобы я его отозвал. Я посчитал, что не имею права ослушаться и поступил так, как решила партия.

– Как обстоят дела с проектом закона «О Совете министров АРК», переданным крымским депутатам для изучения?
– Многие депутаты написали свои отзывы, ни одного положительного. Ряд положений закона являются полным игнорированием крымской и украинской конституций. Юридическое управление ВР АРК также дало негативное заключение.
 
«НЕТ НИЧЕГО ХУЖЕ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА»

– В Вашей жизни есть люди, которым бы Вы никогда не подали руки?
– Конечно, существуют люди, которых я не уважаю, но до крайностей нельзя доходить. У меня есть свое мнение по всем вопросам, есть позиции, по которым я никогда не соглашусь и буду непримиримым оппонентом. К примеру, для меня нет ничего хуже украинского национализма. Но это не значит, что нельзя с людьми договариваться. Вся жизнь – это переговорный процесс, и если его не вести, то тогда альтернатива ему – война. Лучше все-таки договариваться, чем убивать друг друга.

– Говорят, что предательство в политике, также как и в любви, – лишь вопрос времени. Вас часто в жизни предавали?
– Трудно найти человека, который прожил бы счастливую жизнь, не познав горечь предательства. Меня предавали и, как это модно сейчас говорить, «кидали». Такова жизнь, иначе не бывает. Понимаете, у каждого человека своя правда. У меня на глазах происходит похожее, среди крымских политиков есть два человека, которые раньше были близки, а сегодня их пути разошлись, теперь они непримиримые противники.

– Практически во всех кабинетах крымских чиновников на стенах висят рамки с фотографией президента страны. У Вас вижу лишь картину с изображением Александра Пушкина…
– В служебный кабинет я никогда не повешу портрет какого-либо чиновника. В данном случае я действую как православный христианин: «Не сотвори себе кумира».

– Кого среди крымских политиков считаете своими хорошими и надежными друзьями?
– Я много лет поддерживаю дружеские отношения с Владимиром Константиновым. Мы по-семейному дружим с Анатолием Гриценко, Григорием Иоффе, Александром Мельником. Я со многими поддерживаю хорошие отношения, но с этими – наиболее близкие.

«В ДЕТСТВЕ Я МЕЧТАЛ БЫТЬ КОРЕЙЦЕМ»

– Назовите свои жизненные принципы?
– У меня есть два принципа, о которых я всем рассказываю, но сам не всегда умею ими пользоваться. Первый – «вовремя сделай паузу, не торопись», правда, его я чаще всего нарушаю, второй – «в решении любой проблемы должна быть многовариантность».

– Двигаться дальше каждого из нас заставляют мечты. О чем Вы мечтали в детстве? Наверное, быть космонавтом, как многие советские дети?
– Нет, никогда. Я когда был совсем маленьким, мечтал быть корейцем. Тогда шла в Корее война, и все время в газетах мы читали, сколько корейцы убили американцев и сбили вражеских самолетов. Я думал, кореец – это такая профессия (рассказывает, улыбаясь, – прим. автора). Еще помню, мечтал быть машинистом паровоза, но жизнь сложилась совершенно по иному, о чем, собственно говоря, я не жалею.

Подготовил Виктор Лященко