НИКОЛАЙ ГОЛУБЕВ: МВД НЕ БУДЕТ СНОСИТЬ САМОЗАХВАТЫ, ТАК КАК ПОБОИТСЯ ПРОВОЦИРОВАТЬ СИТУАЦИЮ В КРЫМУ

Несмотря на то, что в последнее время в Крыму слегка поутихла земельная тема, время от времени неугомонные политики, дабы заработать политические очки, продолжают будировать острые вопросы самозахватов, выделения земли репатриантам, дерибана заповедных территорий. Однако вместо решения проблем ограничиваются громкими заявлениями. О том, как действительно обстоят дела с «земельным» реестром репатриантов, печальноизвестным кадастром, годами не ликвидируемыми самозахватами, установлением границ заповедников и выдачей госактов на землю мы сегодня говорим с председателем Республиканского комитета АРК по земельным ресурсам НИКОЛАЕМ ГОЛУБЕВЫМ.
– Николай Павлович, в Крыму создается сводный реестр репатриантов и членов их семей, в котором предполагается собрать информацию о земельном и ином недвижимом имуществе людей для решения земельного вопроса репатриантов. Рескомзем как-то участвует в этом процессе?
– Репатриантами занимается Рескомнац, которому для этого выделены определенные финансовые ресурсы. Мы реестр репатриантов не создаем. У нас есть полный реестр всех участков, которые выделены под строительство жилого фонда гражданам, независимо депортированные они или не депортированные. Мы не разделяем крымчан.
Не отрицаю, в Рескомземе были попытки упорядочить выделение земли репатриантам, однако нас сразу же обвинили в дискредитации людей по национальному признаку. И я считаю, для того, чтобы не было разговоров о незаконности такого реестра, центральной украинской власти необходимо в законодательном порядке определить статус представителей крымскотатарского народа: депортированные они, переселенцы или кто? Если это обиженный народ, то давайте решим этот вопрос в государственном масштабе. И по определению, которое соответствует международным законам, выделим каждому земельный участок.
А сегодня, пока определения статуса этого народа нет, по Конституции Украины крымские татары такие же граждане Украины, как и я. Поэтому выделение земли им должно происходить согласно общей очереди.

– Однако на законодательном уровне вопрос никак не решался и не решается…
– Помните, когда Николай I хотел ликвидировать крепостное право, он говорил, мол, давайте решим вопрос наверху, потому, что, если снизу будут решать, то сделают это с вилами. На мой взгляд, в Украине сейчас ситуация, когда центральная власть провоцирует конфликтную ситуацию снизу. И это приводит не только к большому количеству самозахватов, но и к политическим спекуляциям и общественным противостояниям. В связи с тем, что вопрос не решается на высшем уровне, внизу идет конфликт восприятия между славянами и татарами: это – мы, а это – они.
– Год назад в Украине на законодательном уровне была усилена ответственность за самозахваты, однако за этим не последовала их массовая ликвидация. Недавно, будучи в Крыму, министр внутренних дел Украины Юрий Луценко заявил, что к сносу самозахватов милиция приступит уже этой осенью.
– Не приступит. Вышестоящая власть не хочет бороться и не будет бороться с самозахватами. Тем более после грузинского конфликта она просто побоится провоцировать ситуацию в Крыму.
– Как продвигаются дела с созданием земельного кадастра?
– В ближайшие несколько лет Украина его создать не в состоянии. Хотя эффективно использовать ресурсы государства без него не возможно. Ведь также как любой хозяйке на кухне надо знать, сколько у нее сахара, соли, перца и где что находится, так и государству необходимо ориентироваться, что есть на его территории.
Однако в стране этого учета нет и не будет, так как большинству властьпридержащих не выгодны прозрачные земельные отношения. Сегодня в Крыму только 17% земли принадлежит государству, все остальное уже либо в частных руках, либо в аренде. И о создании рынка земли у нас можно только мечтать. Тем более средств на это практически не выделяется. Так что в ближайшие 2-3 года кадастра не будет.

– Недавно Рескомзем разослал информацию по поводу необходимости замены сертификатов на право обладания земельной долей (паем) на государственные акты до конца текущего года. Реально ли 25 тысячам крымских крестьян, которые еще не осуществили эту процедуру, успеть до 1 января?
– Реально. Пусть только люди этим занимаются. А мы в свою очередь сегодня торопим органы власти на местах, выезжаем в поссоветы, сельсоветы. До конца сентября, я думаю, мы выйдем на 90%, а до первого декабря выйдем на 94-95% собственников. Больше не сможем, так как часть людей умерли, часть уехали, часть отказываются заниматься этим вопросом.

– Как продвигается работа по установлению границ объектов природно-заповедного фонда?

– В настоящее время в Крыму расположено 153 объекта природно-заповедного фонда, из них 43 объекта общегосударственного значения, 110 – местного. В настоящее время проведены работы по установлению границ и вынесению их в натуру по 35 объектам, из них – 9 общегосударственного значения, в том числе 2 природных заповедника (Карадагский и Казантипский), а также 26 объектов местного значения.
В этом году Рескомзем провел тендеры на выполнение работ по подготовке проектов землеустройства и установлению границ территорий трех заказников – Аю-Даг, Арабатская, Новый Свет. В июле стали известны победители: по Аю-Дагу (527 га, Партенитский сельсовет) тендер выиграло ГП «Крымский научно-исследовательский и проектный институт землеустройства», по природно-заповедному объекту Арабатская (600 га, Ленинский район) – ООО «Земпроект», по Новому Свету (470 га, Судак) – ООО «Экоземпроект».
В этом году также планируется провести тендер по установлению границ Мангуп-Кале. Это все, что мы можем сделать в текущем году за средства, выделенные на установление границ объектов природно-заповедного фонда.

Подготовила Елена Гусакова