ТАТЬЯНА УМРИХИНА: Власти Крыма справятся с решением проблем в сфере образования

Накануне нового учебного года проблемы сферы образования становятся более актуальными. О перспективах, планах и инновациях в этой отрасли, а также о том, как справляется нынешняя власть автономии с существующими проблемами, корреспонденту Крымского информационного агентства рассказала заместитель Председателя Совета министров АРК ТАТЬЯНА УМРИХИНА.

– Татьяна Викторовна, Вы курируете в крымском правительстве отрасль образования, каковы перспективы его развития в регионе?
– Если говорить о перспективах, то они относятся к внесенным в законодательных актах изменениям, относящимся к отрасли. Прежде всего, это касается возвращения к 11-летнему обучению в школах. Это обусловлено тем, что предыдущая реформа зашла в тупик и не обеспечила предоставления качественного среднего образования.
Новая школьная реформа ставит перед нами серьезные задачи: нужно поменять планы, программы, учебники, прочее. При этом основные перемены придутся на 2011-2012 годы. Но на последней коллегии Министерства образования и науки Украины нынешний глава ведомства Дмитрий Табачник заверил, что с задачей справимся.
Кроме того, в реформировании нуждается дошкольное образование (в частности, необходимо решить проблему очередей в детсады) и система вузов (министерство ведет серьезную работу по ликвидации заведений, которые не дают качественного высшего образования).

– Наше интервью проходит накануне нового учебного года. Готов ли Крым к 1 сентября? Существуют ли проблемы в подготовке к работе заведений?
– В настоящее время к работе готовы 98% крымских школ. Но проблем уйма. Прежде всего – это материально-техническая база. В частности, отсутствуют учебники, и в ближайшее время их не будет, так как не успеваем издать. Но для 10-х классов, как и в прошлом году, на сайтах Минобразования и Института инновационных технологий будут размещены первые параграфы учебников.
Существующие вопросы крымское правительство Василия Джарты решает в рамках разработанных программ. При этом власти автономии понимают важность сферы образования, о чем говорит 20%-ное увеличение в этом году финансирования отрасли из бюджета АРК.
Кроме того, я верю, что практическая помощь будет и от центральных властей страны, в частности, Минобразования Украины. Так, уже из стабилизационного фонда Госбюджета было выделено 65,6 млн грн для объектов образования, которые требуют срочного ремонта.

– Какие вопросы наиболее волнуют родителей детей-дошкольников?
– В некоторых дошкольных заведениях у детей принимают экзамены. Однако этого не должно быть: в детсадах малышей не обучают, а только готовят к школе.
Кроме того, некоторые родители не желают отдавать своих чад в детсады. Конечно, указа или постановления, обязывающего посещать дошкольные заведения, нет, но стремиться к этому надо. Хотя бы потому, что в детском саду малыши быстрее адаптируются к коллективу.

– А как власти автономии решают проблему с очередями в детские сады?
– Задача правительства Джарты – обеспечить как можно большее развитие сети детских садов. В частности, если пустует какое-то помещение в одной из школ, то вносится предложение оборудовать его для дошкольников. Для этого не обязательно организовывать, например, условия для дневного сна или игр малышей.
Правительство Джарты старается создать все необходимые условия для полноценного развития детей, так как понимает, что от них зависит будущее страны.

– Какой приток школьников ожидается в этом году?
– В этом году на 2 тыс. человек увеличится число первоклассников (всего около 18 тыс.), так как дети смогут идти в школу с семи лет (это по желанию). Всего же в 2010-м в Крыму за парты сядут более 181 тыс. учащихся.

– Актуальна на данный момент тема – окончание вступительной кампании в вузы. Есть ли у Вас ее предварительные результаты по автономии?
– Пока итоги подводить рано, так как не закончилось зачисление в вузы.
Могу сказать только, что в этом году было ограничено количество вузов и специальностей, на которые можно поступать. Тем не менее, подавать документы можно одновременно в 5 разных учебных заведений. Абитуриенты довольны тем, что есть свобода выбора.
Проблемой же является то, что сегодня в Крыму студентов меньше, чем вузов. А этого не должно быть. Кроме того, работать институты и университеты должны не ради денег, а для подготовки квалифицированных специалистов. Правительство Джарты с этим борется.

– Достаточно ли квалифицированных преподавателей в Крыму?
– Если говорить по школам, то у нас не хватает учителей в сельской местности. Но для того чтобы педагогов завлекать в село, нужно предоставить им квартиру и достойную зарплату. В городских же школах квалифицированных учителей достаточно, за исключением практикующих психологов.
Педагогов хватает и в вузах.

– Может ли Крым стать одним из основных регионов страны по подготовке квалифицированных кадров, в том числе научных сотрудников?
– По ряду направлений может, а в целом – нет. В частности, в Крыму готовят лучших специалистов по виноделию (научно-исследовательские базы и институты «Магарач», «Массандра»), экологической отрасли («Никитский ботанический сад»), прочее.

– Какие направления науки планируется развивать в Крыму?
– Трудно сказать, в автономии по всем направлениям кафедры открыты. И у нас достаточно большое количество ученых советов – 19. В том числе в Таврическом национальном университете им. В.И. Вернадского – 8, Крымском государственном медицинском университете им. С. И. Георгиевского и Крымском инженерно-педагогическом университете – по 3, т.д. Все эти направления будут развиваться.

– Правительство Джарты неоднократно подчеркивало, что для развития той или иной отрасли необходимо создать долгосрочную программу, а не ограничиваться точечным решением проблем. Разрабатывается ли стратегическая программа по развитию отрасли образования в Крыму?
– Чтобы говорить о программах на перспективу, нужно иметь ресурсы. А результаты экономического развития за первое полугодие позволяют говорить о том, что мы имеем эти перспективы.
Сегодня в государстве понимают, что, если не вкладывать в образование, то не будет экономики. И для этого необходимо в том числе привлекать молодежь к изучению фундаментальных наук (математика, физика, т. д.), так как они помогают развивать промышленность, сельское хозяйство, другие важные отрасли экономики. Это Совмин и взял на вооружение. А для мотивации молодых людей, желающих посвятить себя науке, в бюджете планируется заложить определенные средства.
Кроме того, правительство Джарты намерено поддерживать одаренных ребят из малоимущих семей и детей-сирот, которым необходимо помочь в обучении и развитии. Свои результаты такая работа даст, но не в ближайшее время.
Хочу заверить, что правительство Джарты заботится об учащихся и студентах Крыма, создает необходимые условия для их полноценного обучения, старается мотивировать молодежь к получению знаний и личностному развитию.

– Какие стимулы развития образования и науки, на Ваш взгляд, наиболее эффективны?
– Финансовая поддержка. Так, согласно разработанным программам, ежегодно власти Крыма назначают стипендии талантливым школьникам, молодым ученым и педагогам. Даже в худшие времена мы от этих программ не отказывались.
В частности, каждый год 25 учителей получают по 10 тыс. грн. В этом году в списки по региону внесены 510 детей, которые претендуют на стипендии ВР АРК. А выплата, равная половине минимальной зарплаты, для школьника – достаточно серьезные деньги.

– Сколько времени потребуется для эффективной работы системы образования в Крыму?
– Столько, сколько потребуется для написания законов. Сейчас идет возвращение к 11-летнему среднему обучению, и законы должны быть прописаны по дошкольному, школьному и высшему образованию.
В частности, подготовка специалистов в вузах должна соответствовать международным стандартам. А для этого специалистов определенной сферы должны выпускать профильные институты и университеты: экономистам необходимо учиться в экономических вузах, а физикам – в физматематических. Такого принципа придерживалось образование в советские времена. Сегодня надо к нему вернуться.

Подготовила Анастасия Курдюкова