ВИКТОРИЯ ЧЕРНОВА: Чаще всего ГМО встречается в замороженных полуфабрикатах, колбасе и кукурузной крупе

В последнее время в СМИ часто поднимается вопрос о наличии в продаже продуктов питания с ГМО. Мнения расходятся: одни видят только положительное в развитии этой отрасли, другие опасаются за здоровье людей, которые, сами того не зная, могут употреблять такие продукты.
С вопросами по указанной теме корреспондент Крымского информационного агентства обратился к начальнику аккредитованного испытательного центра ГП «Крымстандартметрология», в структуре которого находятся лаборатории молекулярно-генетических испытаний, ВИКТОРИИ ЧЕРНОВОЙ.

– Виктория Александровна, что такое генетически модифицированные продукты и почему из-за них столько споров?
– Споров много, потому что не до конца известны последствия влияния таких продуктов на людей и окружающую среду.
Хочу отметить, что термина «ГМ-продукты» нет. Есть термин «ГМ-растения», из которых могут быть произведены какие-то продукты. В частности, генофонд у этих растений изменен таким образом, который в природе невозможен: ген с определенной функцией вводится в геном организма. Это делается, чтобы привить ему новые признаки, например, устойчивость к холоду, гербицидам, прочее.

– В Крыму ГМ-продукция производится из отечественного или завезенного сырья?
– ГМ-растения могут быть выращены в любом регионе Украины или за границей. Однако точно не могу сказать, используют у нас отечественные ГМ-растения или зарубежные.

– В странах Западной Европы ввоз ГМ-продуктов ограничен и находится под жестким контролем государственных органов. А что делается в этом плане в Украине и, в частности, в Крыму?
– В нашей стране разработана достаточно большая нормативно-правовая база по ГМО. Так, за их регистрацию, ввоз и апробацию отвечает Министерство здравоохранения Украины и Министерство охраны окружающей среды Украины. До того как ГМО попадает в страну, он должен пройти определенную экспертизу и быть разрешенным для оборота.

– Какие растения в большей степени подвержены генной модификации?
– Больше всего в мире зафиксировано генетически модифицированных линий сои и кукурузы. Поэтому в продукции, которая их содержит (или их производные), существует наибольшая вероятность обнаружения ГМО.
Кроме того, в мире зарегистрированы модифицированные картофель, томаты, рапс, сахарная свекла, кабачковые, папайя, рис, др.

– А существуют ли продукты, которые нельзя модифицировать?
– Точно сказать не могу. Этим занимается наука.

– Как часто выявляется присутствие ГМ-растений в продуктах?
– Наша лаборатория, которая выявляет последовательность, отвечающую за генетическую модификацию, работает больше года. И за это время было проведено 1,7 тыс. испытаний на наличие ГМО. В 52 случаях результат оказался положительным.
Чаще всего такая последовательность выявлялась в замороженных полуфабрикатах (котлетах, пельменях), колбасных изделиях, образцах сои, кукурузной крупе, т.д.

– Кто чаще всего является заказчиком экспертиз на наличие или отсутствие ГМО?
– Чаще всего это заказы предприятий, которые занимаются производством продуктов из нескольких компонентов или ввозом импорта в Украину. Нормативная база требует, чтобы обязательно была маркировка – содержится или нет в продукции ГМО. И чтобы ее нанести, нужно доказательство, которым служит протокол испытаний, выданный нашей лабораторией.

– Виктория Александровна, расскажите, пожалуйста, как проходят такие исследования?
– Все испытания проводятся в три этапа. Первый – это определение, содержатся ли в продукте ГМ-растения. Второй – выявление линии модификации. Третий – определение количества этого ГМО в анализируемом продукте. При этом, если количество модифицированного организма больше 0,9%, необходимо наносить маркировку о содержании ГМО.

– Сейчас на большинстве продуктовых упаковок написано: «Без ГМО». Действительно ли это так? Или, может, производители пытаются скрыть от потребителей правду?
– Наш опыт показывает, что большинство продуктов действительно без ГМО. Единственное, в данном вопросе приходится рассчитывать на порядочность производителя и того, кто наносит маркировку или размещает импортную продукцию на рынках.

– Ваша лаборатория проводит экспертизы только по Крыму?
– К нам обращаются, например, из Днепропетровской и Николаевской областей. Не каждый регион может позволить себе лабораторию, имеющую большую затратную часть.

– Виктория Александровна, лично Вы видите будущее за ГМО-продуктами? Может, все-таки стоит от таких экспериментов отказаться и производить только здоровую пищу?
– Думаю, что здравомыслящий человек не соглашается на неизвестность. Поэтому, пока вопрос на научном уровне не освещен, сложно говорить о пользе и вреде ГМО-продуктов.

Подготовила Анастасия Курдюкова