ВИТАЛИЙ НАХЛУПИН: Чтобы увеличить поступления в бюджет, мы должны привыкнуть платить налоги

Крымское информационное агентство продолжает знакомить читателей с новым составом Президиума ВР АРК. О своем отношении к работе, новшествах в налогообложении и формировании крымского бюджета нам рассказал председатель Постоянной комиссии парламента по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике ВИТАЛИЙ НАХЛУПИН.
«МНОГИЕ СЛОЖНОСТИ НАМ ПО ПЛЕЧУ»
– Виталий Германович, за 9 месяцев Вы сменили в Крыму несколько мест работы: руководили внештатными советниками главы Совмина и «Крымтроллейбусом», теперь возглавляете бюджетную комиссию парламента. С чем это связано?
– Я думаю, что руководством автономии был оценен мой опыт и моя квалификация, как менеджера. В связи с этим мне предлагалась все более сложная работа.

– Успели ли Вы добиться поставленных целей за столь короткие сроки на двух предыдущих должностях?
– Как руководитель группы советников – однозначно да. Я сформировал пул людей с независимым взглядом на хозяйственные отношения, на ситуацию в Крыму. Мы подготовили немало аналитических материалов. И глава крымского правительства Василий Джарты получил своевременную и независимую информацию о процессах в автономии.
В качестве генерального директора «Крымтроллейбуса» тоже удалось достичь определенных успехов, которыми я очень горжусь. Мы начали реконструкцию предприятия, которую, я думаю, успешно закончим до конца этого года либо в первой декаде января 2011 года. Мы поменяли около 17 км контактной сети, начали покупать новые троллейбусы, а сейчас идет замена электронной аппаратуры на 4-х тяговых подстанциях. Кроме того, мы создаем школу для обучения молодых специалистов и обмениваемся опытом с Луцким автозаводом (компания «Богдан-моторс»).

– На посту главы комиссии времени на раскачку у Вас не было, ведь как раз сейчас идет процесс по формированию бюджета. С какими сложностями Вы столкнулись в сравнительно новом регионе и должности?
– Вы знаете, регион-то для меня не новый. Я уже достаточно долго нахожусь в Крыму.
Однако сложности есть – мне не очень хорошо была знакома работа, поэтому ее нюансы я изучаю уже на практике. В частности, тут требуются доскональные знания бюджетного процесса, специализированные знания в разных сферах (наша комиссия сопряжена со всеми ПК) и широкий кругозор для того чтобы дать объективную оценку тем процессам, которые происходят в Крыму и принять верные решения.
Впрочем, я думаю, что эти сложности нам по плечу, и мы отладим механизм деятельности комиссии. Хочу подчеркнуть, что в бюджетной ПК нет ни одного равнодушного человека, все стремятся максимально эффективно работать и, на мой взгляд, являются профессионалами в экономической сфере.
В частности, кроме парламентариев из нашей фракции «Регионы Крыма», мне достаточно комфортно работать с Сергеем Аксеновым и Сергеем Куницыным. Это очень активные люди со своей жизненной позицией.

– Насколько настойчивы крымские политики (бизнес-группы) при лоббировании своих интересов в бюджете?
– Вы знаете, достаточно настойчивы. Даже очень. Когда эта настойчивость подкрепляется какими-то экономическими параметрами, допустим, звучат цифры, свидетельствующие об эффективности, тогда мне очень легко находить общий язык с политиками. Однако бывает, что звучит: «Мне надо», «Я обещал» или «Я просто хочу», но не называется объективных причин для распределения средств. В этом случае, конечно, трудно дискутировать, так как это достаточно твердолобый лоббизм. При этом я стараюсь строить разговор, исходя из диалога знаний, а не силы. С теми, кто это понимает, получается конструктивное общение.

– Учитывая то, что по первому образованию Вы – врач, постараетесь заложить больше средств в бюджете автономии на здравоохранение?
– Постараюсь. Развитие медицины я вижу как одну из точек роста экономики полуострова. Крым, имея квалифицированных специалистов в области медицины, мог бы увеличить продолжительность курортного сезона именно за счет оказания услуг в области реабилитации. Понимаете, мы можем прекрасно лечить, но, к сожалению, мы не очень качественно умеем диагностировать и совсем не умеем сопровождать больного в послеоперационный период или во время выздоровления. Можно ведь создать человеку комфортные условия и нагрузку, которая была бы полезна именно в период восстановления. В Крыму это направление должно быть достаточно конкурентоспособным.

– Ранее много лет Вы работали на руководящих должностях в коммерческих организациях. Считаете ли, что в бюджете должны быть предусмотрены средства для помощи предпринимателям?
– Я вам скажу честно, я противник этой нормы. Вот знаете, закладывать средства можно только на помощь микропредпринимательству или так называемому малому бизнесу. Но основной-то валовой продукт, к сожалению, создают не эти предприниматели. Поймите правильно, успех бизнесмена зависит от способности находить деньги. И если проект рентабелен, эффективен, то у предпринимателя нет проблемы найти деньги на рынке.
Сегодня действительно достаточно дорогие кредитные ресурсы. Однако у нас не получится, как в пословице: «Всем сестрам по серьгам». К сожалению, бюджет не имеет такого количества средств, чтобы оказать помощь всем нуждающимся в полном объеме. В этом случае мы должны помогать бизнесу выборочно, создав конкурс бизнес-планов. Имеешь эффективный бизнес-план – получишь деньги. Это абсолютно рыночный механизм, он достаточно жесток, но заставляет предпринимателя быть лучшим.
«НЕ ИМЕЯ ТОЧНОГО ОРИЕНТИРА, ОЧЕНЬ ТРУДНО ДВИГАТЬСЯ К ЦЕЛЯМ»
– Виталий Германович, с нового года вступает в силу Налоговый кодекс Украины. Правда ли то, что, в соответствии с документом, Крым останется без ряда налогов и сборов и будет больше зависеть от Киева?
– Вы знаете, практика – лучший критерий истины. И, наверное, первый квартал следующего года покажет, какой же кодекс мы приняли, что конкретно он даст людям.
На сегодняшний день расчеты говорят о том, что Крым будет получать меньше средств за счет оптимизации местных налогов и сборов. При этом очень важно, чтобы существовали механизмы, которые бы возмещали недоимки в местные бюджеты. Если этого не случится, тогда у нас увеличивается зависимость от Киева. Нам бы этого не хотелось.
Те задачи, которые ставит руководство республики, требуют от нас как минимум среднесрочного планирования (на 2-3 года). К сожалению, не имея и не зная таких компенсаторных механизмов, мы можем планировать достаточно вариабельную модель бюджета, которая не будет точна. А вы сами понимаете, что, не имея точного ориентира, очень трудно двигаться к целям. Сейчас мы формируем бюджет, и его ключевые цифры находятся в работе.

– Закон о развитии Крыма, который планируется принять, предполагал льготы для потенциальных инвесторов. При этом Налоговый кодекс исключает введение особого инвестиционного режима на отдельных территориях. Льгот не будет?
– К большому сожалению, действительно в Налоговом кодексе эти льготы не нашли своего отражения. Однако мы боролись за них, боремся и будем бороться. Мы должны дать инвестору механизм, отличный от всех.
В законе о Крыме закладывались льготы в количественном налогообложении, и они были значительны, давали возможности снизить налоговую нагрузку для наших потенциальных инвесторов. Вместе с тем, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник заявил, что инвестиционные особенности налогообложения в Крыму будут учтены в вышеназванном законе. Поэтому мы с нетерпением ждем его рассмотрения и принятия. Думаю, там эти нормы должны быть отражены.

– По информации ГНА, существует вероятность, что крупные бюджетообразующие предприятия Крыма могут перейти на учет в Одессу и там уплачивать налоги и сборы. А бюджет республики существенно зависит от акцизного сбора. Что планируете предпринять?
– Постараемся избежать этого.
Действительно, акцизный сбор является одним из ключевых источников доходов. Поэтому, конечно, мы будем бороться за то, чтобы крупные производители подакцизных товаров были все-таки зарегистрированы в Крыму и здесь платили налоги. Мы в этом крайне заинтересованы.

– Что лично Вы считаете необходимым сделать для увеличения поступлений в бюджет автономии?
– Во-первых, люди должны привыкнуть платить налоги. Мы от этого никуда не денемся, если хотим жить в богатой стране, иметь обеспеченную старость, спокойствие. Если мы хотим внедрять в жизнь ту инновационную модель развития, которую предложил Президент, нужно понимать, что самое лучшее наполнение бюджетов – внутреннее, то есть, наши налоги.
Во-вторых, на территории полуострова можно проводить эксперименты с налогообложением. Налоговая администрация Украины, к сожалению, не пользуется возможностью проводить эксперименты на конкретно взятой территории. Хотя при нормальном моделировании налогов, при получении положительных сигналов от их введения опыт Крыма мог бы распространяться на всю территорию страны. Но думаю, что здесь нужно действовать предельно аккуратно, корректно и осторожно.
«Я ЛЮБЛЮ СВОЮ РАБОТУ»
– Когда смотришь на Ваши методы работы, создается впечатление, что Вы сам трудоголик и не даете спуску своим подчиненным. Так ли это?
– Да нет, это не так. На самом деле мне работа как таковая очень нравится. Мне очень нравится проводить время с людьми, в беседах, оценивая качество своих и чужих взглядов. Наверное, в споре рождается истина.
Работы действительно достаточно много. Прошедшие выборы, формирование нового состава ВР АРК, правительства, принятие Налогового кодекса, бюджета, стратегии Крыма. Все это нужно было изучить, дать свои заключения, обсудить. В конце года накопилось немало  вопросов, которые требуют анализа и качественных выводов. Поэтому, естественно, мы сейчас работаем в достаточно жестком режиме. Думаю, что после новогодних праздников
 станет немножко легче.

– Во сколько начинается и заканчивается Ваш трудовой день?
– Как правило, я в 8.15-8.30 на работе, ну и обычно стараюсь до 20.00 закончить. Но иногда не получается.

– Успеваете ли Вы уделять время еще чему-то, кроме работы? Перевезли ли Вы в Крым свою семью?
– Нет, пока не успел. Ну все-таки у детей школа, середина учебного года и т. д.
Помимо работы, сейчас время остается только для того, чтобы просмотреть какие-то новинки бизнес-литературы, информационные материалы. В принципе и после окончания работы я занимаюсь изучением документов, которые мне нужны будут на следующий день.

– Есть девиз, с которым Вы идете по жизни?
– Трудно сказать, но в принципе могу озвучить его так: я стараюсь делать ту работу, которую мне делать интересно, которая приносит моральное удовлетворение. И для меня очень важно увидеть результат. Если я продолжительное время не вижу даже промежуточных результатов, я задаю себе вопрос: «А для чего я это делаю?». Результат должен быть мотивацией в работе. Пока с этим все в порядке.

Подготовила Надежда Шарова