ВАЛЕРИЙ КОСАРЕВ: В Крыму необходимо искоренить поборы в школах, построить новые детсады и возобновить работу спортивных секций

После местных выборов в ВР АРК сменился состав постоянных комиссий, к руководству некоторых из них пришли новые люди. Так, ПК по науке и образованию возглавил ВАЛЕРИЙ КОСАРЕВ – уроженец Ялты, человек с большим преподавательским стажем.
О том, как работается на новом месте, а также о необходимости поднять социальный статус учителя, престиж профессии, решить материально-технические проблемы школ, детсадов и внешкольных учреждений глава комиссии рассказал корреспонденту Крымского информационного агентства.

– Валерий Евгеньевич, в крымском парламенте Вы – человек новый. Успели ли Вы разобраться в своей нынешней работе, и что оказалось в ней наиболее сложным?
– В последние 13 лет я работал в сфере высшего образования, и мне было многое известно об этом направлении, вплоть до постановлений Кабмина, президентских указов, приказов министра образования и науки Украины.
Сейчас же мне нужно разобраться в дошкольном, школьном и внешкольном образовании, а также в ряде документов, которые касаются, в частности, работы Министерства образования и науки АРК, положений о различных комиссиях, прочее. Но особых проблем в новой должности я для себя не увидел.

– С чего началась практическая деятельность возглавляемой Вами комиссии?
– Мы провели расширенное заседание Постоянной комиссии по науке и образованию Верховного Совета Крыма с участием председателей постоянных комиссий городских и районных советов, начальников управлений, отделов образования, министра образования и науки автономии, руководителей профсоюзных комитетов территориальных организаций, председателя рескома профсоюза работников науки и образования Крыма.  В таком составе заседание проводилось впервые.
В ходе встречи были озвучены материалы новых программ, в частности, по повышению престижа труда учителя, развитию сферы образования до 2015 года, проект бюджета на 2011 год, т.д. Кроме того, на комиссии проинформировали участников заседания, как формируется бюджет в местных советах, какие статьи нужно отстаивать в первую очередь, озвучили контрольные цифры, предложили участникам заседания высказать свое мнение по поводу проводимой работы и внести свои предложения в разрабатываемые программы.
Еще одно новшество – депутаты ВР АРК были закреплены за городами и районами Крыма, чтобы избиратели на местах могли обращаться к своему парламентарию, а не шли со всеми проблемами к руководству парламента.
Хочу отметить, что в начале своей работы в новой должности посмотрел список постоянных депутатских комиссий советов различных уровней и, к сожалению, значительная часть председателей ПК к образованию не имеет никакого отношения.

– Сферу образования с ее проблемами Вы знаете изнутри, ведь ранее прошли путь учителя, директора школы, руководителя вуза, дважды избирались председателем ПК Ялтинского горсовета по вопросам образования, науки, культуры, делам молодежи. Какие проблемы считаете наиболее животрепещущими?
– Пришло время приводить общеобразовательные учреждения к требованиям 21 века. Будем искать новые подходы к повышению престижа профессии учителя.
Кроме того, необходимо прекращать вакханальное обесценивание диплома высшего образования.
Особое внимание следует обратить на дошкольное образование, увеличивать количество мест в детских садах. Так, сегодня в Крыму из 502 детских садов работают только 482. При этом 120 заведений нуждаются в капитальном ремонте. В то же время очереди в детсады составляют 14 тыс. детей в городах и 2,5 тыс. в селах.
Если отремонтировать старые помещения и построить новые, то очередь существенно уменьшится. Конечно, для этого нужно предусмотреть бюджетные средства, и мы их закладываем. Так, до 2015 года планируется построить ориентировочно пять дошкольных учреждений.
Решить проблему можно также путем создания альтернативных детсадов.

– На одном из заседаний Вашей комиссии крымский министр образования Виталина Дзоз предложила развивать систему частных детских садов. Как Вы к этому относитесь?
– В данном случае необходимо соблюсти три условия. Первое, в частные руки нельзя передавать объект, который находится на балансе образовательного учреждения. Второе, частное дошкольное учреждение должно строго контролироваться соответствующим органом, соблюдать государственные планы и программы. Третье, частнику необходимо предусмотреть квоту на содержание (5–10%) для детей из малоимущих семей.

– Как Вы считаете, в Крыму достаточно мест для досуга и развития детей и подростков?
– Конечно нет, в автономии при детско-юношеских творческих центрах есть бесплатные кружки, а в школах – спортивные секции. Но этого мало.
Я уверен, что в республике необходимо возобновить массовую работу различных секций, творческих центров, спортивных площадок. Каждый местный совет должен для этого изыскивать возможность. Помимо того, закладывая новый дом, микрорайон, работая с инвесторами, обязательно нужно предусматривать помещения на первых этажах для таких секций, а не магазинов, которых у нас и так много.
Только таким путем мы сможем поднять физическое здоровье населения. А где физическое, там и духовное здоровье.

– Еще одна поднятая на заседании Вашей ПК тема касалась поборов в школах. Как считаете, нужно с этим бороться? Сталкивались ли Вы сами с поборами в школах своих детей?
– Дети у меня уже взрослые, а внуки на следующий год пойдут в школу. Но указанная проблема бесспорно есть. И ее нужно искоренять, хотя сделать это сложно. Я считаю, что только когда государство будет в достаточном объеме финансировать отрасль, тогда ситуация изменится.
Мы обсуждали эту проблему с Виталиной Дзоз. Она планирует всерьез взяться за борьбу со школьными поборами. И я буду ей в этом помогать.

– Существуют ли финансовые злоупотребления в школах?
– Мне известны факты, когда администрация школы отдает помещения учебного заведения в аренду под коммерческую деятельность, не согласовывая с вышестоящими организациями. При этом контроля за полученными деньгами нет. Нередко это прямой путь к коррупции, и этими вопросами должны заниматься правоохранительные органы.

– Имеется ли у руководства учебных заведений возможность изыскивать дополнительные средства для развития школ?
– К сожалению, директора школ вынуждены заниматься и этой проблемой: откуда привлечь дополнительные средства на улучшение материально-технической базы, оснащение кабинетов и спортивного зала, ремонт, т.д. Многое зависит от личности руководителя. Если директор «подвижный», он находит спонсоров, а не только просит деньги из местного бюджета.

Подготовила Анастасия Курдюкова