ВЛАДИМИР КЛЫЧНИКОВ: ПРИЗЫВЫ УПРАЗДНИТЬ АВТОНОМИЮ КРЫМА ЯВЛЯЮТСЯ ПРОЯВЛЕНИЕМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДУРИ

На протяжении последнего месяца ряд националистически настроенных политсил снова стали разыгрывать слегка позабытую карту о нецелесообразности существования крымской автономии, аргументируя это тем, что автономия Крыма является прямой угрозой национальной безопасности для всего украинского государства. Дабы понять, кому на самом деле выгодны спекуляции вокруг статуса Крыма и очертить вероятность развития ситуации в дальнейшем, мы обратились к председателю Постоянной комиссии крымского парламента по местному самоуправлению и административно-территориальным вопросам Владимиру Клычникову.
– Владимир Николаевич, как Вы считаете, действительно ли статус автономии Крыма может угрожать национальной безопасности Украины?
– Крымская автономия не может угрожать национальной безопасности Украины, это просто безграмотные и провокационные высказывания, за которыми нет никакой сути, так как просто статус административно-территориальной единицы любого государства сам по себе не может нести никакой угрозы. Кроме того, Автономная Республика Крым на сегодняшний день, к сожалению, кроме названия и ряда таких документов как Конституция Крыма, символики и наименования государственных органов, как правило, мало чем отличается от полномочий иных областей Украины.

– А как же разговоры о том, что в Крыму возможна реализация «косовского» или «грузино-осетинского» сценария по отчуждению крымского полуострова к России?
– Я бы ни в коем случае не проводил параллели с вышеперечисленными военно-политическими сценариями. В Крыму сложилась совершенно иная ситуация, и это очевидно даже простому обывателю. У нас в стране наглядно дают о себе знать проблемы качественно иного характера чем, например, в той же самой Грузии. В Украине любой пришедший к власти садится на «трон» как самодержец. В частности, под словом «трон» я имею в виду президентское кресло. Вся эта ситуация провоцирует неопределенность во внешней политике Украины.
Если говорить непосредственно о Крыме, то я бы посоветовал официальному Киеву разобраться в источниках, которые искусственно разжигают территориальные проблемы в Крыму, говорят о том, что Россия начнет после Южной Осетии и Абхазии реализовывать военный сценарий в Украине. Причем необходимо отметить, что источником всех этих антигосударственных идей и предположений является не Крым, не крымчане и даже не Россия. Впервые о том, что в Украине возможен военный конфликт, заговорили в западных СМИ, а затем это активно подхватилось официальным Киевом, особенно окружением президента.

– Как Вы считаете, может ли Крым превратиться в «яблоко раздора» между Украиной и Российской Федерацией?
– Нам бы не хотелось, чтобы Крым был «яблоком раздора». Да, Крым является спорной территорией, и это факт. Но в настоящий момент не ведется спор между государствами, чей Крым. В Большом договоре зафиксировано признание территориальной целостности Украины со стороны России, это де-юре и де-факто, и никто из официоза России не станет этого оспаривать. Я не говорю о таких российских политиках как Лужков, Марков, Затулин, Жириновский – это люди, наделенные властными полномочиями, но они не представляют официоз Российской Федерации.
В последнее время из Крыма действительно пытаются сделать «яблоко раздора» отдельные политики-провокаторы. При этом такие политики есть как в Украине, так и в России. Такие люди живут по принципу: «Ляпнул что-то поострее, пресса подхватила». Человек попиарился, при этом ответственности никакой не несет. Крым должен стать мостиком дружбы между народами, но, к сожалению, кому-то «яблоки» нравятся больше.
– Владимир Николаевич, в настоящее время ВО «Свобода» выступает с инициативой проведения Всеукраинского референдума для упразднения крымской автономии. Насколько это реально?
– Я считаю, что сколько бы Всеукраинское объединение «Свобода» не собрало подписей, все равно проведение референдума по этому вопросу невозможно по той причине, что здесь сработает два защитных фактора. Первый: в случае проведения такого референдума – это будет прямое нарушение международных договоренностей, за что Украина может поплатиться членством в Совете Европы, ведь при вступлении в данную организацию одним из условий было сохранение статуса Автономной Республики Крым. Второй: любое заострение внимания на автономии Крыма приведет на самом деле к прямо противоположному результату. То есть, если националисту Тягнибоку (Олег Тягнибок – руководитель ВО «Свобода» – КИА) позволено таким образом относиться к Крыму, то, соответственно, это будет порождать ответную реакцию со стороны крымчан, общественных организаций и отделений крымских партий. Поэтому я считаю, что в настоящее время референдум не выгоден никому, ведь в государстве и так предостаточно политической дури, а что же будет, если мы еще начнем ее поощрять?
– Тогда сопутствующий вопрос. На Ваш взгляд, кто стоит за политическим объединением «Свобода» и ему подобными?
– Достоверно сложно сказать. По крайней мере, человеком, который провоцирует и поощряет эту ситуацию, является Президент Украины Виктор Ющенко. При этом существуют также и заграничные серые кардиналы в лице вице-президента США Дика Чейни и госсекретаря США Кондолизы Райс. Кроме того, стоит также отметить, что политический ажиотаж вокруг крымской автономии – это одно из проявлений уловок украинской власти, чтобы через различные провокационные и скандальные моменты отвлечь внимание общественности от насущных социально-экономических проблем.

– Владимир Николаевич, скажите, будет ли крымский парламент вести работу по увеличению полномочий автономии?
– Безусловно да. Процедура эта будет осуществляться путем создания новой рабочей группы по конституционным полномочиям автономии из представителей всех фракций крымского парламента. Эта группа при необходимости сможет обратиться к Верховной Раде Украины. Цель этой группы – донести и убедить депутатов украинского парламента о необходимости соблюдения со стороны государства тех функций и полномочий, которые заложены в Конституции Крыма.
До конца текущего года мы планируем инициировать ряд предложений по расширению конституционных полномочий автономии, правда, сейчас нас сдерживает неразбериха в парламенте Украины. Но, несмотря даже на это, мы все равно будем стремиться к расширению полномочий, прежде всего экономического характера. Так, налогообложение и рентные вопросы, касающиеся природных ископаемых, должны быть переданы в компетенцию Верховной Рады Крыма. Вместе с тем необходимо также усовершенствовать и финансовую систему государства. Мы обязательно будем ставить вопросы о насыщении полномочиями автономии, и это рабочие нормальные вопросы, которые ни в коем случае не нужно политизировать.
 
Подготовил Виктор Лященко