ВИТАЛИНА ДЗОЗ: О новшествах в школьном образовании, реорганизации вузов и формуле успеха

В Крыму завершается очередной учебный год. В связи с этим корреспондент Крымского информационного агентства решил пообщаться с министром образования и науки, молодежи и спорта автономии ВИТАЛИНОЙ ДЗОЗ об основных тенденциях уходящего учебного года и о том, чего следует ожидать в следующем.

«В ЭТОМ ГОДУ ЧИСЛО ВЫПУСКНИКОВ 11 КЛАССОВ СОКРАТИТСЯ ПОЧТИ В 3,5 РАЗА»

– Виталина Алексеевна, подходит к концу учебный год. Выпускники школ собираются поступать в вузы. Однако ранее власти страны заявляли, что количество вузов будет сокращено путем их объединения. Наблюдаются ли уже такие тенденции в Крыму?
– В этом году наблюдается уменьшение количества выпускников 11-х классов почти в 3,5 раза. Так, их будет около 5 тыс. человек. До этого каждый год школы оканчивали по 16-17 тыс. одиннадцатиклассников.
С учетом этого в высших учебных заведениях ожидается недобор абитуриентов. Так, если раньше на одно место претендовали по 3–5 человек, то сейчас – всего один. Поэтому министерство рекомендовало администрациям вузов при формировании предложений по госзаказу на подготовку бакалавров предусмотреть уменьшение числа мест на 42%, младших специалистов – на 10%.
Кстати, учитывая переизбыток на рынке труда специалистов по экономике (в этом году их выпустится 4 тыс. человек, а востребованными окажутся всего четверо), финансам и праву, в этом году бюджетные места будут выделены по направлениям «Экономика предприятия», «Финансы и кредит», «Учет и аудит» для экономических, классических и технических университетов, а по направлению «Право» – только для юридических академий и классических университетов.
На сегодняшний день в автономии работают 33 вуза I–IV уровней аккредитации и 63 их структурных подразделения. Для Крыма это количество, безусловно, слишком велико. Поэтому считаю, что необходимо закрывать заведения, в которых наблюдается плохая материально-техническая база, слабые кадры и неконкурентоспособные выпускники. В то же время следует объединять вузы, которые работают по одинаковым направлениям и готовят качественных специалистов. Слияние таких заведений позволит повысить их статус, обновить преподавательский состав и т. д. Я думаю, что этот процесс в Украине неизбежен.
– В связи с сокращением числа выпускников есть ли в Крыму вузы, которые в нынешнем году не станут набирать студентов?
– В этом году не будет принимать абитуриентов Таврический эколого-гуманитарный университет. Возможно, будет еще несколько таких вузов.

– Из-за снижения числа потенциальных студентов уменьшится ли нагрузка на преподавателей? Не получится ли так, что многие из них окажутся невостребованными?
– Хотим мы или не хотим, но нагрузка на педагогов в этом году уменьшится. Скорее всего, многим из них придется перейти на 0,75 или даже 0,5 ставки. Но наша задача – сохранить преподавательский потенциал и не допустить сокращения количества педагогов.

– А что ожидает студентов реорганизованных учебных заведений?
– Студентов переведут в другие вузы соответствующего профиля с сохранением формы обучения.

«КРЫМСКИХ УЧИТЕЛЕЙ НАУЧАТ РАБОТАТЬ НА КОМПЬЮТЕРЕ»

– С сентября в школах планируется внедрить электронные учебники. Какова их отличительная особенность?
– Это интерактивность курса. В частности, будет представлена серия красочных картинок, которые позволят наглядно увидеть, о чем идет речь на уроке. В то же время преподаватели смогут самостоятельно моделировать занятия, добавляя аудио- и видеофайлы, тексты.
При этом каждое учебное пособие можно будет использовать не только на компьютере, но и на оборудовании для предметных кабинетов, на интерактивных комплексах.

– Готовы ли к этим новшествам учителя?
– Некоторые учителя не умеют пользоваться компьютерами, но являются профессионалами своего дела. В связи с этим в нынешнем году в Крыму будет внедряться программа «С компьютером на Ты» (в рамках Программы повышения престижа труда учителя на 2011–2015 гг.). В частности, министерство заключит договора с вузами, специалисты которых будут обучать школьных педагогов работе на ПК. Оплачивать эту услугу будет ведомство.
Кроме того, учителям покажут, как правильно пользоваться интерактивными комплексами.

– Насколько готовы к внедрению новых учебников школьники и их родители?
– Для того чтобы пользоваться электронными учебниками, ребенок должен иметь свободный доступ к компьютеру. Но, к сожалению, не во всех школах (особенно в сельской местности) имеется достаточное количество ПК. Кроме того, не у каждой семьи есть дома компьютер. Это является серьезной проблемой в процессе внедрения новых учебников.
Однако хочу отметить, что переход на такие пособия будет вестись постепенно. Сначала должен пройти период адаптации.

– Что в Крыму планируется сделать для решения проблемы нехватки компьютеров?
– Не планируется, а уже делается. В частности, в рамках республиканской Программы развития образования в Крыму на 2011–2015 годы на компьютеризацию крымских школ только в текущем году будет выделено несколько миллионов гривен.

– Как обстоят дела с закупкой электронных учебников?
– В этом году средств на закупку таких пособий не хватает. Поэтому я намерена попросить Председателя Совета министров АРК Василия Джарты о выделении дополнительных средств, не предусмотренных бюджетом. Сейчас же учебники приобретаются за счет местных бюджетов и родительских денег.
Кстати, электронные пособия стоят в два раза дешевле обычных – около 30-40 грн.

– Не скажется ли чрезмерная компьютеризация на зрении учеников?
– Проблема со зрением возникнет неизбежно, потому что школьники увеличат количество часов, которые будут проводить за компьютером. Однако чтобы снизить этот риск, учащиеся должны будут через каждые 15 минут отвлекаться от работы с ПК.

«В КРЫМУ ШКОЛЬНИКОВ БУДУТ УЧИТЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПАТРИОТИЗМУ»

– Виталина Алексеевна, какой следующий этап реформирования системы школьного образования?
– Следующим этапом станет разработка и внедрение концепции воспитательной работы в крымских школах. Причем она будет сосредоточена на четырех направлениях: формирование у детей потребности к здоровому образу жизни, воспитание у учеников патриотизма, чувства толерантности (на многонациональном полуострове это очень важно), а также адаптация к современным условиям жизни.

– Минобразования разрабатывает концепцию кодексов учителя, ученика, родителя, воспитателя. Какие именно вопросы будут прописаны в кодексах?
– В уже разработанном кодексе крымского учителя прописаны положения о том, каким должен быть педагог с учетом его личностных и профессиональных качеств. Кодекс родителя пока находится в черновом варианте, но основывается на трех истинах: «помни, люби, отвечай».
Для воспитателя и ученика документы в настоящее время не разработаны.

Когда предполагается принять эти кодексы?
– Мы планируем начать их внедрять, начиная со следующего учебного года, то есть, с 1 сентября 2011 года.

«ДЛЯ РЕБЕНКА НУЖНО СОЗДАВАТЬ СИТУАЦИЮ УСПЕХА»

– Виталина Алексеевна, в свое время Вы были учителем биологии, директором школы. Каково Ваше нынешнее отношение к общеобразовательному заведению?
– Я очень люблю школу. Когда попадаю сюда, то успокаиваюсь и расслабляюсь. Раньше для меня каждый урок был особенным, поэтому отдавалась ему целиком. А ученики говорили: «Каждый Ваш урок – это концерт». И я этому рада.
Сейчас, будучи министром, я понимаю, что могу гораздо больше сделать для школы, чем когда занимала должность директора или преподавателя.

– В Вашей семье, кроме Вас, еще есть учителя?
– У меня двое детей, но школьным учителем никто не стал. Зато дочка преподает специальный курс по криминалистике в Киевской академии МВД. Мы с ней часто обсуждаем методические вопросы преподавания. Ей очень нравится эта работа, у нее хорошо получается.

– Как Вы считаете, чем в первую очередь нужно заинтересовывать подростков, чтобы они хорошо учились?
– Есть универсальный метод: создать для школьника ситуацию успеха – похвалить, выделить среди других, т. д. Это стимулирует ребенка к достижению более высоких результатов в учебе, спорте, жизни.

Подготовила Анастасия Курдюкова