У каждой эпохи «свои глаза»

У каждой новой эпохи другие глаза и другие руки – молодые творцы хотят иное видеть, иное рисовать.Еще не так далеко то время, когда и уютные импрессионисты казались хулиганами. А теперь в самых высоких кабинетах висит отчаянная абстракция, и никто уже не удивляется.И все же – совместим ли авангард с академизмом? Насколько допустимо на одной стене представлять концептуальный и традиционный пейзажи? Что первично в творчестве молодого художника – эмоциональный импульс или креативная идея? Эти и многие другие вопросы возникли, вызвали серьезные обсуждения и острые дискуссии на вернисаже Всекрымской молодежной выставки в Центральном выставочном зале Дома художника Симферополя.Всего год, как возобновило свою деятельность Молодежное отделение при Крымской организации Национального союза художников Украины. Постепенно нарабатывается опыт выставочной деятельности, возрождаются специфические традиции формирования экспозиции первых творческих работ молодых художников. Возглавил эту очень непростую деятельность молодой симферопольский художник Эдуард Кулиш. В молодежном объединении нет еще строгих правил, столь памятных художникам старшего поколения, да и критериев отбора творческих работ начинающих живописцев на выставку всего два: качество работ и возраст до 35 лет.Тем не менее, за год молодые крымские художники успели поучаствовать в трех достаточно значимых мероприятиях. В ноябре прошлого года состоялась Первая молодежная выставка в Симферополе, в июле нынешнего – наши художники совместно с Киевским молодежным объединением участвовали в выставке «Зелена хвиля», и вот – Вторая Всекрымская молодежная…Для начинающих художников каждое такое событие становится очередной ступенькой профессионального роста, молодой мастер получает неоценимую возможность увидеть свои работы на фоне других, сравнить их, сделать определенные выводы. Возникает эффект активного участия в творческой лаборатории, когда участники не только воочию видят профессиональные успехи или промахи своих коллег, но и получают возможность отслеживать актуальные идеи и креативные приемы, погружаются в атмосферу творческого поиска, участвуют в обсуждении работ, слушают мнение более опытных старших собратьев.На этот раз, несмотря на горячую летнюю пору, в выставке приняли участие 43 молодых художника из Симферополя, Севастополя, Ялты, Днепропетровска. В состав молодежного выставкома вошли уже достаточно известные молодые мастера: Эдуард Кулиш, Роман Марманов, Валентина Самойлик-Васильева, Тамара Филиппович и Надежда Чернявская. После серьезного отбора в экспозицию вошло 96 работ, выполненных в различных техниках – от традиционной масляной живописи и темперы до смешанной авторской техники, акрила, керамики, акварели и гуаши.Работы действительно были очень разными и охватывали достаточно широкий спектр направлений современного изобразительного искусства. Так, Александр Голынский представил драматичную черно-красную урбанистическую серию из 4-х работ «Город», выполненных в оригинальной смешанной технике. Екатерина Спиртус – два очень культурных живописных полотна «Натюрморт с желтым кувшином» и «Штиль». Валентина Самойлик-Васильева – забавный портрет «Девочка с чайками». Анастасия Фильковская и Вероника Овсянко порадовали тонкой камерной цветной графикой, Анна Пушкарева создала 3 крупных цветных работы в технике вытынанки.Авангардное направление на выставке возглавил Андрей Орлов, предложивший свой нонфигуративный «Диптих» – две раскрытые створки, прогрунтованные и пастозно покрытые фактурной терракотой. И если этот диптих словно предлагал зрителю самому достроить сюжет – на нем не было даже намека на какое-либо изображение, то в диптихе Анны Сяровой, напротив, не оставалось буквально ни сантиметра свободного пространства – вся поверхность полотен «мигала глазками» – «Там, где стены все видят». Артем Брикунов из острых треугольников и прямых углов «составил» «Юдифь», а Марина Мезенцева предложила зрителям ужаснуться мрачному «Затмению».На удивление мало было произведений декоративно-прикладного искусства. Алина Ергина представила 3 батика, Вахтанг Картозия – композицию «Ковчег» из цветной массы с глазурью и Абдюль Сеит-Аметов – керамику.Заинтересованные новым молодежным движением, на вернисаж собрались члены правления Крымской организации Национального союза художников Украины (КрОНСХУ), искусствоведы, художники. Старшие товарищи с пониманием отнеслись к неизбежным организационным просчетам и недоработкам. Заслуженный художник Украины Антон Павлючек пожелал начинающим мастерам дальнейшего профессионального роста:– Произведения искусства, на мой взгляд, это единственное, что удерживает нас в человеческом состоянии среди агрессивного мира, помогает понять, – в чем наша цель и задача. Пусть на этой выставке мы увидели только первые слабенькие ростки, в дальнейшем они обязательно окрепнут и дадут плоды.Гораздо сдержаннее оценил результаты выставки председатель КрОНСХУ Николай Моргун:– Труд художника тяжел, а выставочная деятельность требует еще и определенных усилий, времени и подготовки. Но главное – это идеи, мысли, чувства художника. В сегодняшней экспозиции идеи какие-то робенькие, шаблонные. Мало проблемных тем, азарта, актуальности, и уж почти совсем нет позитива. Молодежь очень мрачно настроена. Да, жизнь наша непроста, но художник должен найти в ней достойную цель, увидеть вдохновляющие мотивы, найти новую красоту именно в настоящий момент и показать ее людям.– Настоящий художник в своем творчестве отстаивает гуманистические принципы жизни, – убежден заслуженный художник АРК Николай Дудченко. – В работах его непременно должны присутствовать жизненные реалии, драматизм борьбы за существование. Научиться грамотно компоновать на холсте красивые цветочки в конце концов могут многие, но насколько это актуально в ХХI веке? Где идеи, за которые молодой автор готов бороться, где художественные концепции, которые он будет отстаивать? Мне вот недавно пришлось столкнуться с творчеством уличного художника Шарика, который, подобно лондонскому Бэнкси, расписывает по ночам городские стены. И как бы смешно это не прозвучало, мне он показался более острым и концептуальным, нежели многие наши молодые профессиональные художники.Однако главный инициатор молодежной выставки Эдуард Кулиш не вполне согласился с такой суровой оценкой:– Наша выставка, безусловно, еще далека от совершенства. Экспозиция получилась немного эклектичной, рыхлой, для создания общей концепции не хватило пока ни опыта, ни творческих работ участников, ни времени. Зато мы еще раз встретились, обсудили ближайшие планы, очень активно и вдумчиво поработал выставком. Мы сумели достойно представить работы всех членов нашего молодежного объединения, дали возможность выставиться и новым участникам. Да ведь и работаем-то вместе мы всего год. Думаю, следующая выставка, с учетом всех нынешних проблем, будет значительно более интересной.Подготовила Екатерина Бородина.