Живопись, которая вдохновляет

Великолепной выставкой открылся новый осенний сезон в Центральном выставочном зале Крымской организации Национального Союза художников Украины в Симферополе.Мемориальная выставка посвящена памяти выдающегося крымского живописца, заслуженного художника Украины, лауреата премии АРК Виктора Волкова, и приурочена к его 70-летию. Культурному сообществу полуострова нет особой необходимости представлять этого замечательного художника. Его работы экспонировались на многочисленных выставках, привлекая зрителей высочайшим профессионализмом исполнения, свежестью впечатления и мощной экспрессией живописи. Работы ялтинского мастера и ныне украшают музейные коллекции и частные собрания в России, Франции, Америке, Китае, Болгарии, Германии, Украине и Крыму.На многолюдном вернисаже в Доме художника царила атмосфера удивительного единодушия. Коллеги и журналисты, старые друзья и молодые студенты с восторгом делились впечатлениями от увиденных работ, каждый находил в прекрасных полотнах мастера нечто созвучное своим думам, художническим поискам и размышлениям. Известный крымский художник Павел Грейсер высоко оценил композиционный дар своего коллеги, отметил неповторимую живописную одаренность и высокие духовные устремления Виктора Волкова. Старейший преподаватель Крымского художественного училища имени. Н. С. Самокиша Валентин Григорьев сказал, что вся экспозиция – это просто академическое пособие для молодых начинающих художников, а Элеонора Щеглова посетовала, что живописцев такого уровня, к великому сожалению, становится все меньше.– Разностильный, многотемный блестящий мастер, Виктор еще в юности выделялся среди нас, – добавил живописец Иван Копаенко. – Он остро чувствовал время и жил очень интенсивной творческой жизнью.Виктор Волков – талантливый представитель академической школы живописи с огромной искренностью и мастерством писал то, что наблюдал в жизни, и все, что он изображал, становилось настоящим произведением искусства. На полотнах художника при всем разнообразии жанров, техники исполнения и эмоционального состояния, царит дух гармонии и красоты, просветленности и позитивного восприятия мира, в котором ему довелось жить и который он с такой любовью запечатлел. «Сквозь кипарисную вуаль» по темно-оливковой аллее художник увлекает зрителя в таинственную глубь южнобережного парка. С восхищением пишет «Солнечную ягоду», и это восхищение мгновенно отзывается в душе зрителя, любуется «Южной ночью», тонко подмечает нюансы «Состояния» изменчивой крымской зимы. С трепетом смотрит на «Мать и дитя», создает концептуальный «Автопортрет».Более ста полотен выдающегося ялтинского мастера кисти за последние двадцать лет творчества вошли в экспозицию мемориальной выставки. Собранные и бережно хранимые семьей его произведения, по словам супруги, единомышленницы и коллеги-художницы Елены Русановой, составляют лишь небольшую часть творческого наследия художника: « Эту выставку мы задумали как праздничную, несмотря на то, что она посвящена памяти Виктора Николаевича. Он был настолько жизнелюбивым человеком, настолько богато одаренным и работоспособным художником, настолько разноплановым мастером с огромным потенциалом и перспективными творческими планами, что мне до сих пор трудно представить, что его уже нет с нами. Мы много работали вместе, это наш подарок зрителям, работы – этюды и картины – которые никогда не выставлялись. Экспозицию мы сформировали в основном из небольших полотен, здесь представлены пейзажи, натюрморты, несколько портретов и этюдов к большим полотнам. Однако самым главным, магистральным направлением его творчества были масштабные сюжетные композиции. Он был «картинщиком». Работал в очень сложном жанре многофигурной исторической картины, активно разрабатывал социальный сюжет. Его огромная картина «Победа – Олимпиада», написанная в 1980-м году, была закуплена прямо с выставки Министерством культуры СССР».Горькая остро социальная работа 1991 года «Советская валюта» посвящена жестокому периоду времени распада СССР. Художник-гражданин символично отразил в ней боль трагического перелома в жизни огромной страны. Героический подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны запечатлен на эпическом полотне «По дорогам войны». Эти и им подобные работы стали «визитной карточкой» крымского художника Виктора Волкова в лучших музеях страны и за рубежом.Обычно немногословный и профессионально сдержанный в оценках председатель Крымской организации НСХУ Николай Моргун на этот раз был очень взволнован и не скрывал своих чувств:«Виктор был необыкновенно одаренным, талантливым мастером! У него, как говорится, «все горело в руках». Он все умел делать, начиная от архитектурного проекта до мебели, от ювелирных украшений до произведений декоративно-прикладного искусства, не говоря уже о «чистом художестве». Его композиции динамичны, рисунок точен, живопись великолепна!»Действительно, живопись на полотнах Виктора Волкова словно светится изнутри, краски мерцают, как драгоценные камни. Замечательна серия камерных пейзажей, скомпонованных в экспозиции столь профессионально, что она, пожалуй, не уступает по силе эмоционального воздействия его одухотворенным натюрмортам и психологическим портретам. От «Лежащей сосны над пропастью» зритель переходит к «Старой колокольне», уютным «Ялтинским проулочком» попадает в «Уголок парка» и, наконец, оказывается на живописной «Даче художника в Соколином».Главная стена выставочного зала приковывает зрительский интерес сразу и надолго.Хочется вглядываться в живые и умные глаза художника на «Автопортрете» в центре, рассматривать трогательные подробности его лирических пейзажей «Рабочий поселок» и «Стожки», сравнивать особенности композиционного построения, детали, пропорции цветовых акцентов, да попросту наслаждаться прекрасным колоритом в двух больших «Натюрмортах с зонтом», написанных с разных ракурсов и создающих насыщенное энергетическое поле вокруг главного визуального центра – «Автопортрета» художника.Что же касается сюжетных композиций, то даже самые нехитрые мотивы наделены огромной внутренней мощью, обладают великой силой обобщения, синтеза формы и содержания. Таков чудесный «Натюрморт с ирисами», лиричный «Букет в кресле», а особенно драматичные «Зеркало и розы». Буквально несколькими мазками своей виртуозной кисти мастер передает не только внешние формы, будь то всем известный крымский пейзаж или портрет современника, но и душевное состояние, ту атмосферу, в которую он – художник-творец – погружен сам и вовлекает в нее зрителя. Художник такого уровня духовной и творческой одаренности, Виктор Волков вполне отдает себе отчет, что жизнь полна трагических противоречий, конфликтов и столкновений интересов, но верит в духовные силы человека, в его способность противостоять ударам судьбы и побеждать.Подготовила Екатерина Бородина.