СЕРГЕЙ ТУР: О Неаполе Скифском, Ак-Мечети и Симферополе

В последнее время в крымских СМИ разгорелась острая дискуссия о дате основания Симферополя. В связи с этим Крымское информационное агентство обратилось к главе Республиканского комитета АРК по охране культурного наследия СЕРГЕЮ ТУРУ с просьбой прокомментировать ситуацию.– Общеизвестно, что город Симферополь – столица Автономной Республики Крым – был основан указом российской императрицы Екатерины II в 1784 году не на пустом месте. Так называемую русскую, или российскую часть города, изначально имевшего регулярную планировку, заложили непосредственно к западу от татарского городка Ак-Мечеть (Акмесжит), существовавшего на этом месте предположительно с XV-XVI вв. В свою очередь сама Ак-Мечеть как бы примыкала с запада к развалинам гораздо более древней крепости, которую местное население называло Керменчик – «крепостца».Показателен и тот факт, что первые археологические открытия в этой крепости, сделанные почти 200 лет назад, были совершены при разборке развалин на камень для строительства домов Симферополя.С самых первых находок ученым стало ясно, что здесь находился какой-то неординарный населенный пункт, связанный с именем знаменитого царя Скилура и отождествленный ими с царской крепостью Неаполис, которая упоминалась в древних текстах.С этого момента и до настоящего времени многими поколениями археологов накоплен богатейший материал по истории и культуре этого древнего города, существовавшего со II в. до н.э. по III в. н.э., открыты остатки оборонительных стен, гробниц, дворцовых зданий и домов рядового населения.Последние 20 лет Неаполь Скифский оказался в центре особого внимания ученых: именно в это время была разработана наиболее современная концепция его поэтапного развития, а также развернуты дискуссии по некоторым спорным вопросам его истории.Самой выдающейся и значимой исторической находкой на городище является надгробная плита со стихотворной надписью на древнегреческом языке, обнаруженная в 1999 г. В ней назван царь Аргот – «повелитель Скифии, богатой конскими пастбищами». Этот исторический персонаж ранее был известен как муж боспорской царицы Камасарии, жившей в середине II в. до н.э., а для Неаполя Скифского он стал первой исторической личностью, достоверно проживавшей и погребенной на территории крепости. Знаменитый царь Скилур был, очевидно, его преемником.Парадоксально, но факт: такие яркие находки и активные научные разработки вступали в разительный контраст с крайне запущенным состоянием самого памятника, к слову, имеющего национальный статус.В конце 2010-2011 гг., по инициативе Рескомитета АРК по охране культурного наследия и благодаря усилиям Совета министров АРК, на базе Неаполя был создан одноименный историко-археологический заповедник и возобновлены археологические исследования. Новые находки и открытия не заставили себя долго ждать: прямо рядом с башней-мавзолеем была прослежена ситуация и сделаны находки (клейма на ручках амфор родосского производства), которые позволили завершить дискуссию о времени возникновения неапольской крепости и окончательно подтвердить гипотезу, по которой это событие произошло примерно в 185 году до н.э.Согласно наиболее современным научным разработкам, Неаполь Скифский предстает городом с богатой и разнообразной мультинациональной культурой, в которой смешались греческие, скифские, фракийские, кельтские, таврские и сарматские черты. Во II в. до н.э. это была главная царская крепость Крыма (Крымской Скифии), связанная с именами правителей Аргота, Скилура и Палака.Закладка по указу Екатерины II Симферополя в конце XVIII в., безусловно, знаковое событие в истории города, однако оно отражает только один этап в его многовековой истории. Фактическая биография места, где была провозглашена столица Таврической губернии, намного больше, богаче и многограннее.И в этом смысле Неаполь Скифский – безусловное его начало, точка отсчета определенного, «городского» уровня цивилизации со всеми основными составляющими.Не секрет, что Симферополь, как и весь Крым, иногда является предметом межэтнических разногласий: в качестве примера как раз можно привести ситуацию с «крымскотатарской» и «русской» версиями его основания.«Седая древность» в данном случае имеет все шансы примирить русских и крымских татар, показать, что полиэтничная и мультикультурная столица Крыма существовала здесь задолго до появления и тех и других, несколько веков процветала на перекрестке сухопутных дорог и торговых магистралей на границе Востока и Запада.И в этом смысле в 1784 году произошло не основание, а возрождение современной столицы Крыма, которая может и должна стать местом нормального цивилизованного сосуществования всех народов, населяющих полуостров, независимо от их древности и вероисповедания.