Молодежные субкультуры – фэшн стилистика или образ жизни?

Несмотря на суровые времена, проблема самоидентификации никуда не делась. В первую очередь у молодежи.Безусловно, кризисные годы несколько приглушили страсти вокруг модных тусовок и выяснения отношений по поводу внешности. Уже не так остро стоит вопрос: кто круче – скинхеды или байкеры, панки или металлисты, эмо или готы? Гораздо важнее стало найти работу.Условия жизни на глазах усложняются, цели неясны, старые идеалы не работают, новых – практически нет. Вроде бы не до особых изысков в создании нового имиджа. Но энергия молодости, как и во все времена, продолжает бить ключом. При этом слишком многие старшеклассники, студенты, а особенно нетрудоустроенная молодежь, с болезненным избытком свободного времени, все острее ощущают себя периферическими персонажами. А естественная для этого возраста потребность сбиться в стаю, найти себе подобных, в отсутствии главного и нужного дела, ярче всего проявляется внешне – в одежде, в «боевой раскраске», в манерах поведения. И феномен молодежных городских субкультур в этом ракурсе выглядит уже не детской забавой, а серьезной взрослой проблемой.Создание своего индивидуального стиля и поиски «братьев по одежке» всегда были делом нелегким. И хотя нам, живущим в эпоху постмодерна и хай-тека, кажется, что именно наши современники являются первооткрывателями нового невообразимо прикольного имиджа, на самом деле у современных стиляг были очень далекие предшественники.Некий средневековый хронист, не менее нашего озадаченный вызывающим видом столичных студентов, даже запечатлел для истории свое описание имиджа модников ХIII века: «Физики шагают по улицам Парижа в своих блестящих одеждах и докторских колпаках, хирурги разгуливают в коротких платьях, а бродячие музыканты вообще щеголяют в сюрко с разной длины рукавами, пестроцветной раскраской одежды, с бубенчиками, нашитыми на ее края» («Хроника Хардинга»).Можно, конечно, не забираться в такую даль столетий и оглянуться всего лишь на вторую половину прошлого века, когда образ антигероя стал отчетливо формироваться в среде «бунтующей молодежи 60-х». Наиболее зримо это проявилось в кинематографе середины и конца ХХ века, когда вместо Прекрасных Принцесс и Благородных Рыцарей появились и остались в моде злодеи, уроды, монстры – от Франкенштейна и Дракулы до Терминатора, Чужого, Человека-паука, Женщины-кошки и многих, многих других.Нельзя сказать, что это – примета исключительно наших дней. Такие отрицательные герои и раньше появлялись в искусстве, но оставались «противоположным полюсом», примером того, как «не надо делать». Теперь же они из моды не уходят вовсе, участвуя в создании зримого облика человека ХХ века так же активно, как и привычные, но не оправдавшие надежд и порядком поднадоевшие красавцы.А тем временем на смену «кислотным» панкам 60-х пришли мрачно-черные металлисты. Они продолжили традиции сложного сценического костюма, парадоксального грима и стали идолами уже следующего десятилетия – подростков 70-х. Черные кожаные косухи с заклепками, обтягивающие кожаные штаны, диковинные по тем временам банданы сделались ярким отличительным знаком, стали предметом самоидентификации и многократного тиражирования, помогая распознать своих и создавая одну из самых ярких имиджевых городских субкультур. Наряду с неизбежными гламурными красотками замелькали по обложкам таблоидов и экранам телевизоров совсем другие лица.А в начале 70-х в Лондоне и вовсе возникло модное агентство под знаковым названием «Безобразная». В два-три сезона оно достигло феноменального успеха. Естественно, что и модели там были под стать названию – совершенно лысые, например. Или толстые, или изможденно-худые, просто некрасивые и непропорционально сложенные, или уж слишком высокого роста. Чем же в таком случае можно объяснить столь грандиозный успех агентства?А тем, как выяснилось, что зрители, то есть обычные люди не идеальной внешности чувствуют себя гораздо ближе к таким моделям, нежели к растиражированным, но недостижимым красавицам. Более того, потребители гораздо охотнее покупают одежду и товары, которые рекламируют некрасивые модели. В 90-х «безобразных» моделей стали все чаще приглашать для самых разных промо-акций – от рекламы «Спрайта» до пропаганды здорового образа жизни.Так в начале третьего тысячелетия достигли наивысшего успеха в модельном бизнесе высоченная, но уж очень экзотичная чернокожая лысая манекенщица из суданского племени «динка» Алек Уэк, забавная толстушка и коротышка с обкусанными ногтями Софи Даль, худющая, бледно-зеленая девочка-мальчик Тильда Суинтон – культовая муза андрогинов.А хорошенькая, но крохотная, как Дюймовочка, азиатка Девон Аоки вообще удостоилась чести стать «лицом» Дома моды «Шанель» и любимицей его арт-директора Карла Лагерфельда.В эпоху неумолимой глобализации, когда молодежь, как пишут исследователи, «переходит в виртуальный мир и встречается в основном в Интернете», городские молодежные субкультуры распространяются по миру мгновенно, подобно лесному пожару. Однако каждая страна, каждый город вносит в общий интернациональный поток нечто свое.У нас, например, в Симферополе самыми активными являются субкультуры рокеров и эмо. Чаще других в различных исторических фестивалях и боях по всей стране и за рубежом участвуют реконструкторы. Наиболее агрессивные – скинхеды, а наиболее оригинальные – готы, фанаты знаменитого международного «темного» фестиваля «Дети ночи», ежегодно собирающего толпы своих поклонников в Киеве.В Таврическом национальном университете, по словам заведующей кафедрой культурологии профессора Дианы Сергеевны Берестовской, проводятся исследования о роли субкультур в формировании мировоззрения молодежи и о том, как принадлежность к той или иной субкультуре влияет на становление личности молодого человека и его самоидентификацию.Вот защитят исследователи пару-другую «докторских», глядишь, и нам, темным, замордованным жизнью до состояния серых церковных мышей обывателям, станет ясно – who is who. И как принарядиться этой осенью, чтоб не ударить в грязь лицом.Подготовила Екатерина Бородина.