Гражданская позиция – всегда военная

«Даже самые демократические выборы не сделают страну демократической из тоталитарной». Это выражение американского журналиста Уолтера Липпмана лучше всего отражают политическую температуру прошедшей недели. Какие бы события в Украине сегодня не происходили, все они так или иначе рассматриваются через призму президентских выборов в России.

       Похоже, что усталость от накопившихся проблем в украинско-российских отношениях достигла такого уровня, что руководство Украины с нетерпением ждет любого результата выборов Президента Российской Федерации. В конце концов, это тот самый случай, когда лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Хотя победа Владимира Путина ничего хорошего для нынешнего курса руководства Украины не предвещает.
       Куда в более сложном положении оказались ожидания результатов президентских выборов в России для украинской гламурно-парламентской оппозиции. Эти ожидания являются по своей сути парадоксальными и могут серьезно ослабить ее позиции в канун осенних парламентских выборов в Украине. Ведь ненавистный Путин формально является союзником для наших оппозиционеров в отношении проблемы Юлии Тимошенко. Вряд ли Владимир Владимирович после победы на выборах откажется от своей же премьерской подписи под кабальным для Украины газовым соглашением от 19 января 2009 года. Это возможно лишь при условии серьезных уступок с украинской стороны, на что Виктор Янукович пока не готов. Поэтому до тех пор, пока Юлия Владимировна будет отбывать тюремный срок, она будет оставаться для путинского руководства символом «невинной жертвы» режима Януковича.
       Таким образом, безоговорочная победа Владимира Путина ставит в одинаково сложное положение как правящий режим Президента Януковича, так и его непримиримую оппозицию. Вряд ли кто-то из них всерьез сомневается, что Президент Владимир Путин добровольно откажется от политики принуждения Украины к более тесному партнерству с Россией в рамках инициированных им интеграционных евразийских проектов. С большой долей вероятности можно прогнозировать лишь ужесточение этой политики со стороны путинской России. И дело здесь не в какой-то личной неприязни Владимира Путина к Украине в целом и к режиму Виктора Януковича в частности. Просто это вытекает из его видения и понимания стратегии развития Российской Федерации как минимум до 2020-го года.
       Это видение Владимир Владимирович, как известно, изложил в семи своих программных статьях, которые публиковались по понедельникам в различных ведущих российских газетах. И как бы кто ни пытался принизить содержание этих статей, выдавая их за предвыборные манипуляции, их реальная значимость станет понятной лишь после вступления Путина в должность хозяина Кремля. Однако уже сегодня можно с уверенностью прогнозировать несколько актуальных положений на ближайший обозримый период нового президентского срока Владимира Путина.
       Первое. Путин убедительно побеждает в первом туре, что бы ни говорила по этому поводу российская и прочая оппозиция. Даже социологические исследования Левада-центра, которому привыкла доверять оппозиция, прогнозирует победу Путина на уровне 66-ти процентов. Интересно, что все влиятельные в России социологические службы также прогнозируют победу Путина в пределах 60-ти процентов поддержки избирателей.
      В частности, президент российского Фонда «Общественное мнение» Александр Слон назвал такие цифры: Путин - 60%, Зюганов - 17%, Жириновский - 9,5%, Прохоров - 7,3%, Миронов - 5%. Явка избирателей составит 60%. Данные этого Фонда приведены мною сознательно по одной - единственной причине: за все предыдущие избирательные кампании его прогнозы имели расхождение в коридоре от одного до двух процентов. И эти данные, кстати, Александр Слон привел на оппозиционном канале «Эхо Москвы». У читателя есть сегодня возможность самому убедиться в правильности этих и других прогнозов.
       Разумеется, лидеры так называемой внесистемной оппозиции в Москве с порога отметают все социологические прогнозы, заранее обвиняя их организаторов в сговоре с властями. А скандально известный координатор движения «Левый Фронт» Сергей Удальцов вообще предлагает на законодательном уровне запретить социологические опросы во время предвыборных кампаний, расценивая их как средство давления на избирателей. Очевидно, более эффективно было бы в таком случае запретить социологию как «лженауку». Вот только как тогда интерпретировать милые сердцу оппозиции цифры Бориса Березовского из Лондона. Борис Абрамович утверждает, что реальная поддержка Путина в Москве составляет всего лишь 12 процентов, а в целом по России не более 31-го процента.
       Второе. При всем этом оппозиция, естественно, никогда не признает, что своими безответственными заявлениями и угрозами на многотысячных митингах в Москве и Санкт-Петербурге лишь подстегнула к дополнительной мобилизации сторонников Владимира Путина, что и обеспечило ему победу в первом туре. Поэтому ей ничего не остается, как обвинить Центризбирком и власти на местах в масштабных фальсификациях, а победившего Путина объявить нелегитимным Президентом России. Для этого уже 5-го марта (кстати, в день смерти Сталина) желательно вывести на улицы Москвы и Санкт-Петербурга как минимум миллион «недовольных и оскорбленных» избирателей. В Москве это нужно будет сделать недалеко от Кремля, чтобы в случае большого сбора людей спровоцировать их «поход на Кремль».
        С одной стороны, такой сценарий можно воспринимать как бред сумасшедшего. Если бы дело касалось лишь кучки сумасшедших типа Удальцова и ему подобных. Но на самом-то деле проблема гораздо глубже. Победившему Путину нужно будет признать, что как минимум для 20-ти процентов российских избирателей он ни при каких обстоятельствах уже не станет их президентом. И ничего страшного в этом нет. Во всех развитых демократиях 20 процентов избирателей всегда голосуют против кого-либо.
        Важно отнестись к этому спокойно и подождать, когда оппозиция «выкричит» свое недовольство, переругается и разойдется по домам. А то, что так оно и будет, не сомневаются даже многие ярые противники Путина. Хотя нельзя исключать грубых фальсификаций со стороны оппозиции с целью вынудить власти на силовые действия. Желание решить проблему Путина через давление улицы остается ее единственным шансом сохранить себя в так называемой политике и надеяться на попадание таким путем во власть. Думается, что Путин и его окружение готово к разным вариантам событий после 4-го марта.
        Третье. Куда важнее и сложнее понять, а главное принять безальтернативность Путина как президента на нынешнем этапе развития России. И дело не в каких-то там его исключительных интеллектуальных и моральных качествах. Россия, слава Богу, еще не оскудела талантами. Дело в том, что инерция запущенного Путиным механизма военно-политического и социально-экономического развития огромной ракетно-ядерной страны не может оборваться внезапно. Если такой сценарий запустить, то это закончится хаосом и распадом России.
        При определенных условиях такой сценарий вполне возможен. Но, прежде всего за счет внешних, а не внутренних факторов. Но как раз внешние игроки в лице Запада с одной стороны и Китая с другой не заинтересованы в реализации такого сценария. Никому из них не нужны непрогнозируемые риски, когда обостряется глобальная конкуренция за лидерство и доступ к природным ресурсам.
      На сегодняшний день на долю России приходится 40 процентов мировых природных ресурсов и всего лишь 2 процента населения планеты. Такая диспропорция между территорией и населением является традиционно сложным противоречием сохранения и развития Российского государства. Оно может сохранять себя лишь в условиях сильной и эффективной централизации власти в сочетании с разумной самостоятельностью регионов. Только в этом случае Россия будет способна играть роль джокера в противоборстве слабеющего Запада и крепнущего Китая за позиции мирового гегемона.
       Четвертое. Никому и никогда в истории России еще не удавалось найти оптимальную модель сочетания власти в центре и в регионах. Хотя отдельные русские цари предпринимали неоднократные попытки к этому. Похоже, что Владимир Путин искренне хочет решить эту проблему с учетом всех нынешних внутренних и внешних факторов. Процесс административно-территориального переустройства огромной евразийской страны только начался и резкая политическая дестабилизация способна ввергнуть ее в хаос. Поэтому каждый российский избиратель должен ответственно подойти к своему выбору 4-го марта.
       Пятое. Общемировые тенденции последних лет, формирующиеся с участием России и вокруг России, а также алгоритм развития ситуации внутри самой России диктует Путину свою неумолимую логику президентского правления на предстоящие шесть лет. Фактически за этот срок должно состояться третье переиздание образа Путина, как для внутреннего, так и для внешнего восприятия и потребления.
       На внутреннем политическом рынке он будет вынужден пойти на уже заявленную серьезную либерализацию прежней политической системы. Без этого нельзя наладить нормальный диалог между властью и народом. А без такого диалога немыслимо становление подлинного гражданского общества. Только таким образом Владимир Владимирович сможет обеспечить бесконфликтную передачу президентской власти тому, кто через шесть лет будет пользоваться широкой, а главное - реальной поддержкой большинства избирателей. Очевидно, народ не будет возражать, если такое получится и у самого Путина. Только для этого ему надо будет обуздать разгул коррупции, что выглядит на сегодня фантастикой. Великий русский философ Николай Бердяев давно заметил: взятка – самая действенная русская конституция на все времена. И тем не менее, без эффективной борьбы с коррупцией у Владимира Путина не будет долговременного политического будущего. А это борьба с собственной бюрократией, на которую он был вынужден опираться длительное время. Увы, но это время закончилось…
        Пожалуй, на этом остановимся, ибо есть и другие серьезные аргументы в пользу Путина и его непростого президентского правления в предстоящие шесть лет. Как, впрочем, и аргументы против Путина. Время покажет, кто окажется прав и в чем его вина.
        Прошедшая неделя преподнесла большую неприятность ста двадцати пяти тысячам евпаторийцев: более чем на неделю они остались без водопроводной воды. Нужно отдать должное руководству автономии в лице премьера Анатолия Могилева, который оперативно обратился за помощью к главе государства и правительству страны. Помощь поступила незамедлительно и доставка воды уже восстановлена. Все, что могла, делала и городская власть для ликвидации аварии и помощи горожанам. Но прежде всего нужно выразить признательность жителям города за их выдержку, понимание и терпение в такой экстремальной ситуации. Злопыхательства по этому поводу со стороны отдельных СМИ, по крайней мере, выглядели неуместными и оскорбительными по отношению к большинству жителей города.
        В то же время это, пожалуй, самая крупная техногенная катастрофа в Крыму за весь постсоветский период. И это – серьезный звонок властям всех уровней в плане критической изношенности построенной в советское время инфраструктуры. Еще несколько лет – и подобные техногенные катастрофы могут похоронить государство Украина без политического самоубийства и вялотекущей гражданской войны за власть. Евпаторийская авария показала, что сама по себе власть ничего не стоит, если она не заботится о людях.
       В заключение хочется поздравить Виктора Тарасовича Плакиду с официальным назначением на должность Постоянного Представителя Президента Украины в Автономной Республике Крым. Он так долго и честно исполнял эти обязанности, что мы успели привыкнуть к нему без приставки И. О. На мой взгляд, Виктор Тарасович идеально подходит на эту ответственную должность по своим профессиональным и чисто человеческим качествам. Хочется искренне пожелать ему доверия и признательности крымчан за его добросовестное служение президенту и Отечеству.
          А совет начинающему политику сегодня будет таким: не делайте вид, что он есть.
 
Александр Форманчук