НОННА БАХАРЕВА: Благотворительность не должна быть напоказ

Благотворительность бывает разной. Можно организовать концерт для детей с воздушными шариками и дешевыми мягкими игрушками, затем благополучно отчитаться и отложить свои добрые дела до следующего удобного момента. Но есть люди, для которых благотворительность давно стала состоянием души.
Руководитель крымской благотворительной организации «Будем милосердны» Нонна Бахарева убеждена, что для того, чтобы заниматься благотворительность вовсе не обязательно быть миллионером, главное – пробудить в себе желание творить добро, которое не купишь ни на одной ярмарке мира.
Нонна Бахарева согласилась рассказать о деятельности благотворительных организаций в автономии, а также о том, насколько охотно крымские политики и бизнесмены соглашаются оказывать бескорыстную помощь.

ДЕТИ НЕ ДОЛЖНЫ УМИРАТЬ ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ СРЕДСТВ НА ЛЕЧЕНИЕ

– Нонна Элгуджевна, почему решили заняться благотворительностью?
– Я начала помогать больным детям задолго до появления организации «Будем милосердны». Получив медицинское образование, несколько лет проработала в детской больнице, где не понаслышке узнала о трудностях детских лечебных учреждений. Поймите, у меня самой дети, поэтому детские проблемы я принимаю близко к сердцу и всякий раз, когда ко мне обращались за помощью знакомые и незнакомые люди, старалась помочь и не остаться безучастной.
Так получилось, что со временем вокруг меня стали собираться неравнодушные люди, которые хотели помогать больным детям. Вместе мы провели несколько благотворительных акций по сбору средств в пользу детской больницы, а затем зарегистрировали благотворительную организацию. И хотя с того времени прошло сравнительно мало времени, думаю, не будет преувеличением сказать, что сегодня название «Будем милосердны» в Крыму знают многие.

– Какие направления являются приоритетными в работе организации?
– Наш основной приоритет – работа с Республиканской детской клинической больницей, в частности, с отделениями онкогематологии и кардиоревматологии. Дело в том, что лечение онкологических и сердечных заболеваний у детей очень дорогостоящее, и далеко не всем родителям по карману. А рассчитывать на помощь государства в такой ситуации, увы, не приходится. Но ведь нельзя мириться с тем, что из-за отсутствия средств умирают дети. Поэтому мы делаем все возможное, чтобы помогать маленьким пациентам больницы: проводим благотворительные акции – марафоны, концерты, аукционы, выставки и т.д. На вырученные средства закупаем медицинское оборудование, дорогостоящие препараты для онкобольных детей.
Очень приятно отметить, что большую активность в этой работе проявляют студенты и школьники. Здесь важен не столько вопрос денег, сколько сам факт, что они с ранних лет приобретают привычку делать добро.

– Вы привлекаете к благотворительным акциям знаменитостей?
– В прошлом году в наших акциях участвовал популярный украинский певец Андрей Кравчук. Причем, произошло это во многом случайно. Все началось с того, что студентка из Симферополя написала ему письмо, в котором рассказала о больных детях в Крыму и о нашей деятельности. И, представьте себе, прочитав это письмо, Андрей согласился помочь! Так началось наше сотрудничество. Он принял участие в благотворительном концерте и посетил детское отделение онкогематологии, где пел свои песни.
В акции, приуроченной ко Дню защиты ребенка, участвовала наша прославленная чемпионка Яна Клочкова. Она сама молодая мама и очень отзывчивый человек. С нами сотрудничает известный крымский фотограф Андрей Селиванов, с которым мы провели благотворительную фотовыставку в библиотеке имени Франко.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ БИЗНЕСА НЕ СТАНУТ РАБОТАТЬ С ТЕМИ, КОМУ НЕ ДОВЕРЯЮТ

– Интересно, сегодня среди крымчан много желающих оказать бескорыстную помощь?
– Расскажу вам одну историю. Недавно обратилась преподаватель симферопольского вуза, чья внучка серьезно пострадала в дорожно-транспортном происшествии. Изначально, по оценкам медиков, шансов на выздоровление было очень мало. Но мы, совместно с врачами и волонтерами, сделали все, что в наших силах, чтобы помочь. Наша организация организовала сбор средств на лечение. Студенты сидели с этим ребенком, которому, кроме лекарств, необходимо было простое общение и человеческое тепло, пели песни, читали стихи. Сегодня девочка дома.
Мне кажется, в обществе постепенно растет понимание того, что, хотя жизнь сегодня непростая, надо помогать друг другу. Ведь как бывает, сегодня поможешь ты, а завтра сам попросишь помощи, и люди откликнутся. В начале нашей деятельности меня, бывало, спрашивали: а зачем тебе это надо? Сегодня таких вопросов уже почти не задают. Наоборот, теперь уже мне звонят и предлагают помощь.

– Бизнес охотно дает деньги на благотворительность?
– В прошлом году компания «Киевстар» выступила с инициативой помочь глухонемым людям посредством мобильной связи. Теперь глухонемые в случае несчастья могут посредством мобильной связи и Интернета получить необходимую помощь. И это не единственный пример.
Как я уже говорила, самое главное в благотворительности – доверие. Представители бизнеса, тем более крупного, не станут работать с теми, кому не доверяют.

– Насколько активно участвуют в благотворительной деятельности крымские политики?
– По инициативе спикера крымского парламента Владимира Константинова при Республиканской детской клинической больнице был сформированный попечительский совет. Кстати, свою зарплату он полностью перечисляет этому медицинскому учреждению. В состав совета вошли депутаты крымского парламента, бизнесмены, которые не на словах, а на деле помогают больнице. Этот опыт оказался настолько успешным, что возникла идея распространить его на весь Крым.

– Ваша организация сотрудничает с правительством Крыма?
– Да, буквально на днях встречались с министром здравоохранения Александром Каневским и обсуждали возможность сотрудничества с немецкими медиками. Хотим при поддержке общества дружбы «Хайдельберг – Симферополь» организовать осенью приезд в Крым специалистов из Германии для обмена опытом.
Разумеется, деятельность благотворительных организаций не может заменить собой государственную поддержку. Мы должны действовать совместно и при этом помнить, что предотвратить проблему гораздо легче, чем бороться с ее последствиями.

СТЕРЕОТИП ВОСПРИЯТИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НУЖНО МЕНЯТЬ

– Нонна Элгуджевна, сколько вам удавалось собрать денег с помощью благотворительных акций?
– Только за прошлый год мы оказали Республиканской детской клинической больницей помощь на сумму 80 тысяч гривен. И, поверьте, каждая гривна из этих средств была потрачена именно на то, что требовалось больнице и ее маленьким пациентам в первую очередь. Но наша помощь не ограничивается деньгами. Мы помогли заменить окна и двери в отделениях неврологии и пульмонологии, закупили новые матрасы для отделения онкогематологии и т.д.

– С какими трудностями вам приходится сталкиваться в своей деятельности?
– Основная трудность заключается в преодолении недоверия, которое испытывают многие по отношению к благотворительным организациям. Это недоверие базируется на стереотипах. Многие люди думают, что, во-первых, благотворительность – это только сбор денег, а, во-вторых, что большая часть этих денег не доходит до тех, кто в них нуждается. Справедливости ради надо признать, что многие организации, именующие себя благотворительными, дают повод для такого отношения к себе. Как правило, это бабочки-однодневки, которые собирают деньги с доверчивых людей, а затем тратят их по своему усмотрению, не отчитываясь ни перед кем. Деятельность таких организаций чаще всего закрыта от посторонних глаз, а закрытость как раз и порождает недоверие.

– Настало время менять стереотипы?
– Мы пытаемся изменить стереотип восприятия благотворительной деятельности в обществе. Считаю, что ключевая миссия нашей организации – привлечь к этой деятельности как можно больше людей и таким образом помочь становлению благотворительности как формы социального служения. Мы стремимся к максимальной открытости.
Кстати, журналисты могут внести свой вклад в решение этой задачи, поскольку нам будет трудно добиться поставленной цели без широкой разъяснительной кампании в средствах массовой информации. К сожалению, здесь тоже есть свои сложности: иногда кажется, что многие журналисты просто разучились писать о хорошем.

Анастасия Мельникова