ТАТЬЯНА ЛЮБЕЦКАЯ: Метеорологом быть не легко, но интересно

23 марта ежегодно отмечается Всемирный день метеорологии. Главной целью деятельности гидрометцентров является снижение угрозы жизни населения и ущерба экономике страны от погодно-климатических явлений, обеспечение высокого уровня гидрометеорологической безопасности в Украине. О том, как работается в этой сфере в Крыму, о профессиональном счастье и сложностях корреспонденту Крымского информационного агентства рассказала начальник отдела гидрометеорологического обеспечения Центра гидрометеорологии в АРК Татьяна Любецкая.

– Татьяна Васильевна, метеоролог довольно редкая профессия. Где можно ей обучиться?
– Действительно, эта специальность очень узкая и редкая. В СНГ существуют всего 2 высших учебных заведения, выпускающих специалистов данной области. Это Ленинградский гидрометеорологический институт, теперь уже университет и Одесский государственный гидрометеорологический университет. Раньше еще синоптиков готовили в Московском, Ленинградском и Киевском университетах, там были группы по 10 человек, теперь, думаю, их уже нет.

– Есть ли отличия межу работой синоптиков отечественных и зарубежных?
– Нет, сфера деятельности у нас одинаковая, особо не отличающаяся. Разве что за границей нет синоптиков-женщин, в этой сфере там работают только мужчины, потому что эта работа сложная, нужен аналитический склад ума, знание математики и физики.

– Совпадают ли народные приметы с прогнозами метеорологов?
– Ни в коем случае. Прогнозы метеорологов – это научно обоснованное состояние погоды, с приметами они никогда не совпадают.
Приметами люди пользовались тогда, когда не было науки. Мореплаватели, сельскохозяйственные работники замечали, что при каких-то погодных условиях происходили те или иные явления, так и появились приметы, они имеют право на жизнь, но к метеорологии они не имеют никакого отношения.

– Встречается ли в вашей работе профессиональный сленг?
– Нет, вся исходящая и поступающая информация у нас закодирована. Например, сообщения о штормовых предупреждениях, поступающие как с наших метеостанций, так и со всего мира, доступны в виде цифровых кодов и расшифровываются с помощью так называемого кода «вареп».
Коды во всем мире одинаковые, но никто посторонний их прочитать не сможет.

– За сколько времени можно предсказать стихийное бедствие?
– 7-8 февраля в Крыму был сильнейший шторм, повлекший за собой уйму разрушений на ЮБК. Кроме того, из-за сильного ветра и метели на дорогах происходило множество чрезвычайных ситуаций. Информацию о надвигающейся стихии мы распространили за 48 часов, за двое суток все были предупреждены. Кто прислушался к нам, у того потери были минимальными.

– Чего не хватает синоптикам для полного профессионального счастья?
– Для профессионального счастья нам всего хватает, мы пользуемся математическими уравнениями и моделями мирового уровня. Работа, как в Европе так и в Крыму, одинаковая, мы рассчитываем одни и те же прогностические модели. Спутниковая информация и все прочее у нас есть.
Единственное –  заработная плата, как и у всех  работников бюджетной сферы, невысокая. Увеличение зарплаты привлекло бы в нашу сферу большее число молодых специалистов, которых нам крайне не хватает.

– Татьяна Васильевна, давно ли Вы работаете в данной сфере и не хотели бы ее поменять?
– После окончания в 1973 году Ленинградского института я приехала в Крым, всю жизнь здесь работаю, о чем нисколечко не жалею!

Анастасия Курдюкова