Время - лучший врач-патологоанатом

«Искусство внешней политики - направить неизбежное в нужное русло». Эти слова хорошо известного моему поколению государственного секретаря США Генри Киссинджера очень актуальны для внешнеполитического курса современной Украины. И события прошлой недели еще раз подчеркнули их актуальность. Как на общегосударственном уровне, так и на уровне международных контактов руководителей Автономной Республики Крым.

Но чтобы лучше прочувствовать актуальность и глубокий смысл слов мэтра американской внешней политики, нужно хотя бы вкратце обратить внимание читателя на программную статью министра иностранных дел Украины Константина Грищенко «Стратегическое равновесие как шанс Украины в многополярном мире», опубликованную в газете «Зеркало недели». Статью, которую можно назвать алгеброй внешней политики для нынешней Украины. И эту алгебру нужно освоить всем, кто искренне обеспокоен будущей исторической судьбой украинского государства.

Позволю привести лишь два абзаца из этой статьи. Абзац первый: «Для начала нужно признать, что Украина, как и большинство стран мира, стоит на пороге новой международной реальности, которая будет или с выраженным знаком «плюс», или с таким же выраженным знаком «минус». Полоса глобального процветания в последующие десять лет настолько же вероятна, как и экономический кризис, который приведет к пересмотру основ международной жизни. Украина должна быть готова и к первому, и ко второму сценарию. Самое главное: в какую бы сторону ни покатилось колесо истории, в природе не существует сценария, при котором эти глобальные перемены не оказали бы прямого влияния на внешнюю политику Украины. Важно осознать, какого именно.

Абзац второй. «Ей (Украине - авт.) необходима причастность к глобальной динамике, если та будет положительной, и «страховой полис», если динамика будет негативной. В нынешних условиях ни расплывчатая перспектива членства в ЕС, ни растяжка по линии ЕС-РФ, отдельно взятые, не дадут Украине ни первого, ни второго. Пока Украина существует в ограниченном геополитическом измерении, реализация ее потенциала будет тоже ограниченной. Она будет скорее объектом, чем субъектом. Но чем активнее расширять поле нашей внешней политики за счет других игроков, тем лучше будет для реализации наших приоритетов, в том числе европейских, и тем больше будет вокруг Украины новой динамики».

В этих двух абзацах лежит ключ к пониманию стратегии и тактики поведения Украины в современном глобализированном мире. Все более очевидным становится то, что Украина не должна ограничиваться в традиционном для себя притяжении либо к Евросоюзу, либо к пространству, где доминирует Российская Федерация. Хотя найти баланс между этими двумя центрами силы она не только обязана, но и просто вынуждена. Такой баланс возможен лишь на условиях динамического равновесия в поведении украинской дипломатии, что пока откровенно не получается.

Но чтобы воплотить эту цель в реальность, Украина должна резко активизировать свои политические и торгово-экономические связи по всему периметру своих внешнеполитических интересов. Интересов, в основе которых лежит стратегия выживания в многополярном мире. Другого пути нет и быть уже не может. Пришло время окончательного расставания с хуторянской психологией украинцев как основы национального характера. И чем быстрее мы это сделаем, тем больше у нас будет шансов на сохранение и укрепление собственной государственности.

В качестве образцового примера для Украины здесь может быть динамично развивающаяся Турция. Сегодня это тринадцатая экономика мира, тогда как двадцать лет назад это было периферийное государство, отягощенное грузом исторических проблем. Двадцать лет Турция неустанно трудится над поиском своего места в современном мире. Все это время она терпеливо ожидает своей очереди на вступление в Евросоюз. И именно такое долгое ожидание стимулировало турецкое руководство к повышению политического и экономического веса Турции в международном сообществе. Надо признать, что это ей более чем удалось. Автор этих строк может судить об этом, исходя из собственных впечатлений от недавних встреч в Стамбуле с турецкими экспертами и украинскими дипломатами.

Сегодня к политическим элитам Турции пришло понимание того, что неприятие их страны в Евросоюз не только не является национальной катастрофой, но и в ситуации кризиса еврозоны и строительства новой архитектуры мирового порядка открывает перед турками новые горизонты расширения своего влияния. Прежде всего, в закреплении за собой роли регионального лидера тюркского мира. И это у Турции получается хорошо.

Увы, но Украина на этом фоне провела двадцать лет в бесплодных дискуссиях и неэффективном поиске национального консенсуса по проблеме государственного строительства. И поиск этот продолжается. Вернее, это уже не поиск, а взаимное пожирание тех, кто провозгласил себя национальными элитами. Уже никто не сомневается, что эти элиты никогда не договорятся между собой в интересах государства и общества. Они могут заниматься поступательным развитием Украины лишь под давлением внешних обстоятельств. Что сегодня, собственно, и происходит и чему как раз и посвящена статья министра Грищенко.

Показательной в этом плане была поездка в Москву Президента Украины Виктора Януковича для участия в очередном раунде переговоров по созданию будущего Евразийского союза. Встречу, которую на прощание провел Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. Украинская делегация, как известно, участвует в таких встречах в качестве наблюдателя.

Встреча эта продемонстрировала неизменность внешнеполитического курса нынешнего правящего режима в России на формирование ЕврАзЭС, что автоматически предполагает принуждение Украины к этому геополитическому проекту. Без Украины Евразийский союз не сможет обрести желаемого веса и влияния на глобальную расстановку сил. В то же время без полноценного ЕврАзЭСа России будет не в состоянии разыграть роль джокера в нарастающем глобальном противостоянии между слабеющим Западом и уверенно набирающим силу Китаем. Для России это исторический шанс, которого она не захочет упустить, так как в противном случае ее ждет неизбежный распад.

Поэтому не приходится сомневаться, что возвращение Владимира Путина на президентский престол лишь усилит это внешнеполитическое давление на всем постсоветском пространстве. Тем более, что в США озабочены собственными президентскими выборами и там нет дела до газовых проблем между Украиной и Россией. Впрочем, такими же заботами живет нынче Франция и ФРГ, без которых невозможно представить внешнюю политику Евросоюза.

Одним словом, Россия имеет сегодня ряд благоприятных для себя преимуществ на международной арене в деле продвижения идеи ЕврАзЭС. И Украина в таких условиях не может рассчитывать на одностороннее снижение Россией цены на газ чисто из дружественных проявлений. Сегодняшний мир живет в условиях жестокой глобальной конкуренции, что диктует свою логику внешнеполитического поведения.

Естественно, что московские переговоры между Президентом Украины и только что избранным Президентом Российской Федерации ничего конкретного не могли дать ни той, ни другой стороне. И нетрудно предположить, что ничего не дадут как минимум до осенних парламентских выборов в Украине. Ведь это тоже форма принуждения избирателей голосовать в нужном направлении. Вот только пока остается неясным: «нужном» для кого? Для Януковича или для Путина? А может быть, это все-таки одно и то же? Поживем - увидим…

Во всяком случае, мы уже должны привыкать к цене в 416 долларов за тысячу кубометров российского газа, которая раньше считалась неподъемной. Но ведь не только платим, а еще и находим 25 миллиардов гривень для реализации в текущем году социальных инициатив Виктора Януковича. Оказывается, когда вынуждены, то можем. Может, это и есть то, что нам нужно? А Путина, может, уже пора перестать ругать, а отблагодарить за принуждение украинцев учиться искусству выживания?

По крайней мере, мы стали реально заниматься энергосбережением и поиском альтернативных источников и рынков энергии. В конце концов, многие страны успешно выживают в еще куда более худших условиях энергозависимости. Так что не будем кивать только на Путина. А будем учиться жить по средствам. Правда, средства эти почему-то разные для разных слоев населения. Но это уже отдельный разговор.

А что касается отношений с Россией, то здесь главное – не закрывать окно возможностей. Чем, собственно, и была полезна поездка Виктора Януковича в Москву. А еще очень важно сохранять и развивать межрегиональное сотрудничество в украинско-российских отношениях.

К сожалению, за последние пять-шесть лет торгово-экономические и туристические связи между Автономной Республикой Крым и регионами Российской Федерации как-то незаметно стали терять свою динамику. Хотя согласно официальной статистике Крым на сегодняшний день имеет 38 соглашений с регионами самых различных государств. И вот, похоже, что Председатель Совета Министров АРК Анатолий Могилев решил вдохнуть новую жизнь в межрегиональные связи в сфере туризма на российском направлении. Его участие в ежегодной международной туристической ярмарке в Москве вызвало живой отклик у многочисленных ее посетителей и заинтересованных лиц. А лаконичное и аргументированное выступление Анатолия Владимировича было встречено одобрительными аплодисментами.

По итогам этой поездки крымского премьера достигнута договоренность о приезде в Крым в апреле месяце большой группы российских инвесторов, что можно расценивать как хороший знак для придания нужной динамики в туристических обменах России и Украины. Об этом также свидетельствуют и договоренности министра туризма АРК Александра Лиева.

Сам министр считает свою поездку в Москву очень насыщенной и многообещающей для активизации дальнейших контактов в туристической сфере. В частности, достигнута предварительная договоренность с руководителем «Ростуризма» Ратьковым о проведении в Крыму осенью текущего года специализированного «круглого стола» по проблеме круглогодичного использования крымского курорта. Полезной была встреча нашего министра и с министром спорта РФ Мутко.

Заслуживает особого внимания и достигнутая договоренность Анатолия Могилева с руководством Мирового Банка по проблеме создания в автономии долгожданного земельного кадастра, что свидетельствует о восстановлении со стороны европейских структур нужного уровня доверия к крымскому правительству.

Из кулуарных источников стало известно о серии встреч премьера Могилева с крымскими предпринимателями и бизнесменами, результаты которых можно будет прочувствовать уже в ближайшее время. Также как и результаты подписанного в Правительстве Крыма Меморандума с крымскими музеями и заповедниками. Все это является хорошими признаками оживления работы Совета министров АРК в интересах крымчан. Будем надеяться, что результаты такой работы не заставят себя долго ждать.

Будем также надеяться, что назначение теперь уже бывшего руководителя Крымской региональной организации партии «Сильная Украина», депутата парламента автономии Валерия Пальчука на должность вице-премьера правительства АРК по инвестиционной деятельности даст свои положительные результаты. Тем более, что Валерий Васильевич имеет неплохой опыт предпринимательской деятельности и дружеские отношения со своим дальним комсомольским приятелем Сергеем Тигипко. Ведь нам так часто не хватает минимума, чтобы добиться максимума.

И в заключение отметим поездку Председателя Верховного Совета АРК Владимира Константинова в Страсбург, где он участвовал в заседании Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Владимир Андреевич это делает регулярно как постоянный член ПАСЕ. Возможно, для кого-то это покажется несущественным. А между тем это важный элемент признания принадлежности крымской автономии к европейским структурам. И уже только один этот факт говорит о многом. Сам Владимир Константинов дает высокую оценку подобным контактам.

А совет начинающему политику сегодня будет таким: в погоне за смыслом в нашей отечественной политике, не устраивайте облав.
 
Александр Форманчук