Наши дети и социальные сети

По статистике, приведенной детским омбудсменом Украины Юрием Павленко, 92% детей посещают социальные сети. При этом около трети украинских ребят проводят в Интернете больше 6 часов в день, а 52% детей встречались со знакомыми из Интернета. О том, как социальные сети влияют на детскую психику, как обезопасить ребенка от возможных рисков и что нужно делать родителям, корреспонденту КИА рассказал главный психолог Министерства здравоохранения АРК Виктор Темник.
 
«СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ФОРМИРУЮТ ЗАВИСИМОСТЬ, ИХ ВЛИЯНИЕ ОЧЕНЬ ВЕЛИКО»
        – Виктор Иванович, по статистике 92% украинских детей посещают социальные сети. С какими рисками это связано?
        – Эта проблема связана с формированием зависимости. Сейчас большой проблемой является зависимость от компьютера, игровая зависимость. Социальные сети, конечно, влияют на психику ребенка и подростка. Это возраст, когда нервная система, личность, интересы, потребности, которые свойственны психически здоровому человеку, еще не сформировались. Поэтому влияние социальных сетей очень велико.
        – В Интернете можно выдавать себя за кого угодно. Может ли это угрожать психике ребенка?
        – В социальных сетях люди могут принимать другой облик, другое лицо. Это сложная для неокрепшей психики ситуация. Когда человек пытается быть другим, двойственность его отношения к себе и к миру очень опасна. Одним из основных симптомов шизофрении является раздвоение личности. А деление мира на реальный и виртуальный может к этому привести. Тем более, если ребенок пытается в виртуальном мире стать человеком с другими потребностями, интересами.
        – А на учебе общение в социальных сетях как отражается?
        – Как правило, это негативно сказывается на учебе. Дети большую часть своего времени отдают виртуальным, сетевым отношениям. Конечно, им не хватает времени на чтение, а дети сейчас и так практически не пользуются книгой. Даже если читают, то они читают в Интернете. А это не позволяет в полном объеме получить представление о том или ином художественном произведении.
        – С запретом азартных игр в реальном мире в Интернете появилось множество аналогов, в том числе и в социальных сетях. Чем это опасно?
        – Дети всегда пытаются иметь свои карманные деньги. Поскольку детская психика наивна, они полагают, что могут получить выигрыши, добиться в виртуальном мире  чего-то, что поможет им в реальной жизни. Конечно, для них это интересно. Азарт – одна из составляющих психической деятельности ребенка. Но азарт должен быть игровой. Игра – это не игровая зависимость, о которой говорят, как о болезни. Переходя в виртуальный мир, ребенок пытается в нем жить: получать знакомства, друзей, какой-то доход. То, что есть в жизни реальной, он переносит в мир виртуальный. Это может привести к тому, что человек уйдет вообще от реальной жизни и станет небожителем.

«В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ С ДЕТСТВА ЧЕЛОВЕК ЖИВЕТ СОВЕРШЕННО ДРУГОЙ, НЕРЕАЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ»
        – Как вы думаете, происходит ли в социальной сети подмен живого общения?
        – В социальных сетях общение эмоционально обедненное, ограниченное. Чем дольше человек будет общаться в Интернете, тем меньше у него будет потребностей в общении с живыми людьми. И у него возникают проблемы. Это болезнь современной молодежи, современного общества. У меня был пример в практике – молодой человек живет только виртуальной жизнью и не чувствует никакой потребности в общении с живыми людьми. Теперь он не может себя найти в этой жизни. Человек переходит от живого общения с реальными эмоциями к виртуальному общению. Он в своей жизни теряет себя, своих друзей и близких. А для ребенка этот круг общения еще не сформировался. С детства человек живет совершенно другой, нереальной жизнью. Этот иррационализм становится для ребенка основным. Он все получает из Интернета и этим доволен.
        – Это значит, что общению в Интернете не хватает эмоций?
        – Социальная сеть дает возможность ребенку получить много информации, но эта информация обезличена, дается в виртуальном мире. Когда ребенок получает информацию от живого человека, большую роль играют мимика, жесты, эмоциональное отношение. Безусловно, общение в социальных сетях подменяет живое общение.

«НУЖНО БЫТЬ ПРЕДЕЛЬНО ВНИМАТЕЛЬНЫМ К РЕБЕНКУ»
        – Стоит ли родителям контролировать, что дети делают в социальных сетях?
        – Родители должны знать своего ребенка и представлять, чем он интересуется. Конечно, нужно вовремя подсказать или предостеречь от каких-то шагов, которые ребенок может необдуманно предпринять. Сейчас существует множество всевозможных соблазнов. Детям, подросткам предлагают все, что угодно, а не все ребенку нужно и полезно. В какой-то степени родители должны ограничивать познавательный интерес, который свойственен детям и подросткам, ведь они хотят узнать буквально все. Нужно говорить с ребенком на все темы, давать советы, которые помогали бы ребенку ориентироваться.
        – То есть, вы не сторонник того, что нужно полностью запрещать детям общение в социальных сетях?
        – Сейчас просто невозможно запретить пользоваться социальными сетями. Ребенок может вне дома в любом Интернет-кафе, у друзей выйти в социальную сеть и общаться. Родители могут об этом и не знать. Поэтому нужно быть предельно внимательным к ребенку и по возможности обсуждать все темы, которые ему интересны в этот период. Нужно советовать, как правильно общаться с людьми в реальной жизни и на виртуальном уровне.
        – Часто дети публикуют в Интернете подробную информацию о себе. Как объяснить ребенку, что это небезопасно?
        – Личная информация и информация о близких должна быть конфиденциальна. Ребенка всегда нужно приучать к той мысли, что не всем можно давать персональные данные и данные о своих родителях. По возможности надо контролировать встречи, о которых ребенок договаривается в сети. Нужно приучить ребенка к мысли, что есть предел, за который перейти нельзя. Родители должны говорить не только об интересах ребенка, но и об интересах семьи, чтобы ребенок с раннего возраста понимал, что все, что касается его самого, касается и его родителей, благополучия всей семьи. В Интернете ребенок пытается стать более откровенным, выкладывает свои переживания, свои мысли. Этим могут воспользоваться другие люди.
        – Могут ли социальные сети положительно влиять на детей, быть может, помогать им в жизни?
        – Безусловно, есть и положительное влияние социальных сетей на ребенка. В первую очередь, это общение с широким кругом людей. Можно выйти на любого человека, поговорить на интересующие темы, получить любую информацию, прочитать комментарии специалистов. Это дает общее представление о той или иной проблеме.

Резникова Марина