АЛЕКСАНДР ЛИЕВ: Правда – лучшая пиар-технология

Во время проведения первой республиканской выставки туристических маршрутов и экскурсионных программ в Евпатории министр курортов и туризма Крыма Александр Лиев поделился своими взглядами на туристические перспективы автономии с корреспондентом Крымского информационного агентства.

О категоризации отелей
«Проблема в том, что нет никакой системы категоризации. Отель «У лося» – о чем это нам говорит? Что вы там получите? Будет ли включен завтрак в стоимость? Какая будет цена этого отеля? Отель «Три звезды» – вот это о чем-то говорит. Вы знаете среднюю стоимость, вы получите завтрак, вы получите соответствующий трем звездам набор в своем номере. Это та система категоризации, которая,  на мое глубокое убеждение, должна быть обязательной».

О правде, как технологии пиара
«Первый и самый главный шаг, который мы сделали – это правда. Нужно говорить правду. Я говорю о том, что мне стыдно за более чем сотню наших санаториев, но есть пятьдесят, которыми я горжусь. Мы пытаемся через эту правду показывать, какие у нас есть плюсы, какие минусы. Когда человек будет понимать, что его выбор – это разнообразный, а не одинаковый Крым, то он будет пользоваться слугами операторов. Сейчас в Турции никто не выпытывает у местного таксиста о том, где поселиться – спрашивают у туроператоров. А в Крым из России с путевками в руках едет меньше 10% отдыхающих. Большая часть россиян относится к этой земле, как к своей родной – это так и есть. Но этот выбор должен быть осознанный, профессиональный, а выбрать именно Крым им должны помогать туроператоры. Имиджевую политику в этой связи мы формируем, консультируясь с туроператорами, чтобы правильно повернуть лицом наших туристов к крымским преимуществам».

О легализации мини-гостиниц
«Сегодня в Крыму самые льготные условия для развития малых отелей. Они платят 1% налогов – туристический сбор, и платится он только тогда, когда отель работает. Если вы в феврале остановились и не принимаете гостей, то вы не платите налоги. По-моему, более льготных условий нельзя и придумать. Конечно, заработавший предприниматель в конце года должен еще платить налог на доход физических лиц — это второй налог, который платят собственники частных отелей. Он у нас самый низкий в Европе – 16%, и постоянно снижается».

О развитии Западного Крыма
«Проект развития западного побережья подготовлен для демонстрации Президенту. После этого ему будет дан старт. Проект – это не идея, проект – это колоссальные деньги. Для того, чтобы Крым мог на них претендовать, необходимо получить средства не только у государства, но и у частных инвесторов. Мы его презентовали на MIPIM Asia, на выставке MIPIM в Каннах. Проект настолько проработан и готов, что вопрос лишь в том, какие источники его будут финансировать. Государственная поддержка – это самый легкий путь».

О восстановлении набережных, после зимних штормов
«Выход из этих ситуаций очень простой,  и им должна заниматься прокуратура. Все рукотворные пляжи Крыма переданы кому-то в аренду или в пользование. При передаче в аренду государственного имущества оно обязательно страхуется. Теперь у меня, а в первую очередь у прокуратуры Крыма и Генеральной прокуратуры, должны возникнуть вопросы к тем, кто застраховал эти объекты, и почему страховые случаи не были возмещены».

О туристическом фаст-фуде
«Мы собрали турагентов и они узнали, что в Крыму, оказывается, санатории есть. Мы привезли их в клинический санаторий, где они сразу захотели смотреть номера, цвет плитки, биде и так далее. Я им говорю: «Ребята, это клинический санаторий, здесь люди избавляются от серьезных болезней. Какая плитка?». Они привыкли продавать фаст-фуд. Туристический фаст-фуд – это универсальный продукт, который вышел на рынок, это турецко-египетский фаст-фуд. Он не всем нужен, это заблуждение. Есть контингент, который этого хочет и это, действительно, не наше конкурентное поле. Здесь выигрывают наши малые отели. Наше конкурентное поле – это санаторно-курортный комплекс, который по сравнению с Карловыми Варами и Баден-Баден (вот наши конкуренты!) несравнимо дешевле и качественнее. Нужно обучить наших туристических агентов тому, как взаимодействовать с санаториями, как на этом зарабатывать».

О рыночных методах
«Мы объехали 17 регионов, в каждом из которых встречались с врачами и турагентами. Каждому врачу в год обращается больше 120 человек за консультацией, куда поехать после больницы, чтобы пройти реабилитацию. Знаете, что врачи об этом знают?  Ничего! Они знают только санатории Минздрава, в которые рекомендовать ехать можно только очень крепким духом людям. Ничего о наших жемчужинах санаторного комплекса им не известно. Мы объясняли турагентам – возьмите под шефство два-три врача. Пусть у них на столе не только визитка аптеки лежит, но и ваша визитка. Дайте врачу каждую двадцатую путевку. Это, может быть, укрепляет коррупционные связи. Но санаторно-курортный комплекс заставили же в рынке участвовать, а это самый что ни на есть рыночный метод».

О стереотипах
«Я хочу этой осенью во время проведения «Дней Крыма» в других регионах привезти туда крымскотатарский театр. Показать, что все эти слухи о том, что крымские татары — это проблема Крыма, бред. У меня полкласса в школе состояло из крымских татар, а я этого не знал, пока не приехал в Симферополь. У меня есть близкий друг Юсуф Делявер. Я думал, что имя Юсуф — русское. А там  нам задают вопросы: когда у вас резня закончится? Это имидж и его кто-то создает. На «Дни Крыма» мы привозили крымскотатрские музеи, привозили музыканта Энвера Измайлова, привезем крымскотатрские театры. С этим стереотипом надо работать, как и со многими другими.
 
Наталья Гладкоскок