Наследие князя Голицына

Перспективный молодой юрист влюбляется в замужнюю женщину. Ее брак несчастлив, а бурный роман с юным графом сводит женщину с ума. Влюбленные сбегают во Францию, где живут несколько лет в гражданском браке. Эта история, хоть и напоминает сюжет из фильма, вполне реальна. Более того, она положила начало еще большей истории любви и привязанности, но не к женщине, а к Делу, Искусству и Призванию.

 
Внезапное чувство
После учебы в Сорбонне и  Московском университете на факультете государственного и римского права перед юным графом Львом Голицыным открывалась перспектива блестящей дипломатической и научной карьеры. Он уже пребывал в предвкушении будущих международных побед, но все изменила встреча с княжной Херхеулидзе. Князь влюбился, княжна ответила взаимностью, разгорелся бурный роман... Одно «но» – дочь керченского градоначальника князя Захария Херхеулидзе была замужем. Против правил света влюбленные уехали во Францию, где несколько лет прожили в гражданском браке. Он оказался не только недолгим, но и фатальным для карьеры Голицына. Перед графом были закрыты двери в политику, и ему пришлось искать совершенно новое поле для деятельности. Будучи во Франции, он изучал виноделие, впитывал опыт французских мастеров, но лишь вернувшись на родину, граф решил серьезно заняться виноделием.
В небольшом хозяйстве под Феодосией Голицын высадил виноград сортов Саперави и Мурведер, разбил виноградники на Кавказе в местечке Алабашлы Елизаветпольской губернии. В небольшом поселке близ Судака Надежде Херхеулидзе принадлежала половина имения «Новый Свет». Впервые побывав в нем в 1878 году, князь Лев Голицын решил остаться там навсегда. Со временем он выкупил у брата Надежды вторую половину имения и начал приобретать земли вокруг Нового Света для разведения виноградников. Вина Голицына начали приобретать известность на территории Российской империи и в международном масштабе, игристые вина – пользоваться популярностью в Европе. В 1891 году Голицына назначают главным виноделом имения Его Императорского Величества Ливадия и удельных имений Крыма и Кавказа. Для строительства главного винного производства Российской империи князь выбрал Массандру. Император выделил для реализации проекта 1 миллион 100 тысяч рублей – совершенно фантастические для того времени деньги. Работы были начаты в 1894 году, а уже через три года были готовы семь тоннелей длинной около 150 метров, веером разбегающиеся от соединительной галереи и уходящие на глубину до 52 метров. В них и поместили ряды бочек с  созревающим вином, которое уже вскоре поставляется в крупнейшие города России и, конечно, к Императорскому двору. Самому Голицыну поработать в главном подвале, строительству которого он отдал столько сил и энергии, не пришлось. Впрочем, за те несколько лет, в течение которых он работал в «Массандре», ему удалось заложить основы теории и практики виноделия Южного Крыма.
И все же всю свою силу и любовь к виноделию Лев Голицын вложил в Новый Свет. У него был особый подход к виноделию, в котором, наверное, и заключается секрет качества и популярности напитков винного дома «Новый свет». Помимо любви и добросовестного отношения к делу князь отмечал важность взаимосвязи местности и производимого продукта. Он считал, что главное – тщательно изучить местность и умело воспользоваться ее особенностями. Голицын не просто создавал вино, следуя рецептурным правилам, а смешивал виноматериал как художник краски  до того момента, пока конечный результат не приблизится к идеалу. О том, насколько князь умел чувствовать вино, сохранилась история. Однажды во время дегустации Голицыну показалось, что вино из бочки имеет аромат кожи. Он удивился и послал за своим помощником. Тот попробовал вино и ответил, что князь ошибается, однако у вина все-таки есть необычный привкус – металла. Спор окончился ничем, но когда со временем бочка опустела, на дне ее нашли связку ключей на кожаном ремешке…
За 37 лет жизни в Новом Свете, с 1878 по 1915 год, князь Голицын сделал очень многое для его развития. Он проложил дорогу Новый Свет – Судак, водовод, прогулочную тропу, облагородил естественные гроты на побережье, украсил парк и аллеи деревьями и цветниками, построил систему тоннелей для выдержки вина, сформировал виноградные плантации, создал опытные виноградники.
Незаурядная личность
Князь Голицын был необыкновенным человеком: обладал неуёмной энергией, трудолюбием, был очень образованным, интересным собеседником, любящим общение и людей. В его доме за всю его жизнь побывали многие именитые гости, среди которых – Николай ІІ, Иван Айвазовский, Максимилиан Волошин…   
Вот как о нем вспоминает писатель Владимир Гиляровский в своей работе «Москва и москвичи»: «Льва Голицына недолюбливали в Английском клубе за его резкие нецензурные по тому времени речи. Но Лев Голицын никого не боялся. Он ходил всегда, зиму и лето, в мужицком бобриковом широченном армяке, и его огромная фигура обращала внимание на улицах. Извозчики звали его «диким барином». Татары в его кавказском имении прозвали его «Аслан Дели» – сумасшедший Лев. Он бросал деньги направо и налево, никому ни в чем не отказывая, особенно учащейся молодежи, держал на Тверской, на углу Чернышевского переулка, рядом с генерал-губернаторским домом, магазинчик виноградных вин из своих великолепных крымских виноградников «Hовый Свет» и продавал в розницу чистое, натуральное вино по двадцать пять копеек за бутылку: «Я хочу, чтобы рабочий, мастеровой, мелкий служащий пили хорошее вино! – заявил он». И еще: «Громадная, могучая фигура, с первого взгляда напоминающая Тургенева, только еще выше и с огромной седеющей львиной гривой – прямо-таки былинный богатырь».
Наверное, каждый помнит фотографию Голицына в очках и папахе. Про эту папаху – неизменную часть его экстравагантного облика, – существует легенда. Будучи на Кавказе, князь принимал участие в погоне за известным преступником. После долгих переговоров Голицыну удалось убедить беглеца сдаться добровольно и спасти себе жизнь. В знак благодарности разбойник подарил князю свою папаху, сказав, что она принесет ему удачу. С тех пор князь с папахой не расставался.
Среди виноделов мира Голицын пользовался непререкаемым авторитетом. Он мог по форме листьев различать сотни сортов винограда, а по вкусу и запаху вина определять не только сорта винограда, из которого оно изготовлено, но и регион, в котором этот виноград вырос, особенности почвы и даже погоду. Голицын был известен как замечательный дегустатор, его не раз избирали председателем международных и российских винодельческих жюри. Франция, за заслуги в работе экспертного комитета на всемирных выставках, наградила Льва Голицына орденом Почетного легиона. Во французской прессе за ним закрепилось имя «короля винных экспертов».
Должность главного винодела Российской империи князь занимал до 1898 года. Успехи по развитию виноградарства были налицо, однако Голицын не отдавал в казну немалую прибыль, а направлял ее на расширение производства. Против князя выступали и виноторговцы, которым выгоднее было продавать дорогие импортные вина, пусть и худшего качества. По причине давления со стороны чиновников и винного лобби Голицын подал в отставку и даже отказался от солидного и вполне заслуженного вознаграждения, а причитающиеся 100 тысяч рублей перевел в Министерство земледелия для учреждения премий имени Александра III за лучшие вина, столовый виноград и научные работы по виноделию и виноградарству.
Уход от дел позволил князю в свое удовольствие заниматься виноделием в любимом Новом Свете. Однако разведение винограда – это бизнес, а у него свои законы. К 1912 году затраты Голицына на развитие виноградарства и виноделия стали значительно превышать доходы. Были потрачены не только его немалые наследственные средства, но и часть денег законной супруги и княжны Херхеулидзе. Голицын нашел способ сохранить  созданное многолетним трудом уникальное винодельческое предприятие – он подарил его императору Николаю II. Последние годы жизни Лев Голицын провел в относительной бедности и в болезнях. В 1915 году, в возрасте 70 лет, князь скончался от пневмонии. Похоронили его в Новом Свете, в фамильном склепе, рядом с женой. В советское время захоронение было  разрушено, а останки великого винодела, ровно как все его богатства из художественной коллекции, были утеряны..
… Человек жив, пока живет то, что он создал. А в том, что наследие Голицына  живет и процветает, сомневаться не приходится. Действует винный дом «Новый Свет», в оборудованный князем поселок ежегодно приезжают туристы, новосветское шампанское знает весь мир, недавно восстановлена энотека уникальных вин Льва Голицына, на территории завода проводятся экскурсии и дегустации, инициатором которых когда-то был сам князь... 
Наталья Гладкоскок