Язык, футбол и кровь…

«Национализм – это патриотизм, потерявший благородство». Этот афоризм великого гуманиста ХХ века Альберта Швейцера ярко иллюстрирует главные события прошедшей политической недели. В их эпицентре вновь оказался проект Закона Украины «Об основах государственной языковой политики». На этот раз депутаты-регионалы сумели обыграть парламентскую оппозицию и проголосовать проект закона в первом чтении. Проект поддержали 234 народных депутата. Одни ликовали, тогда как другие испытали состояние шока.
Без всякого преувеличения это событие может стать историческим водоразделом в дальнейшем становлении украинской государственности. Во всяком случае, оно неизбежно ускорит политическую развязку, связанную с противостоянием Партии регионов и так называемой системной оппозиции. Именно в плоскости этого противостояния протекают в последние годы главные политические процессы вокруг исторического выбора путей дальнейшего становления украинской государственности. Поэтому принятие языкового закона Кивалова-Колесниченко сфокусировало в себе всю пеструю гамму накопившихся за последние несколько лет противоречий между властью и оппозицией. Причем, независимо от того, сколько раз они менялись местами по вертикали «власть–оппозиция».
Обе стороны прекрасно понимают, что в случае принятия данного закона во втором чтении произойдет закрепление не только фактически сложившейся на сегодня языковой ситуации в Украине. Практически это будет означать консервацию нынешней политико-правой ситуации в целом на неопределенный период. Что по сути своей может привести к углублению кризиса унитарной модели украинской государственности и началу процесса её федерализации. Ведь нельзя до бесконечности пытаться строить украинское государство-нацию на принципах импровизации политического противостояния сторонников такой модели и ее противников.
Принятие закона Кивалова-Колесниченко позволит 13-ти субъектам украинского государства из 27-ми закрепить русский язык в статусе регионального со всеми далеко идущими политико-правовыми последствиями. А если к этому добавить региональный статус венгерского, румынского и некоторых других языков национальных меньшинств Украины, то станет вполне понятной и объяснимой непримиримая «фронтовая» позиция украинских национал-патриотов. При этом мы сознательно не затрагиваем горячую тему регионального статуса крымскотатарского языка.
Понимая реальность такой угрозы сложившимся традициям украинского национализма, так называемая объединенная оппозиция готовится дать решительный бой регионалам и не допустить принятия закона во втором чтении. Арсений Яценюк заявил по этому поводу без обиняков: «Мы проиграли бой, но обязательно выиграем войну». Как и подобает лидеру «Фронта змин». Тем более, что в отсутствие Юлии Владимировны Арсений Петрович претендует на статус единоличного «вождя» объединенной оппозиции. А вождь, как известно, слов на ветер не бросает. Как правило, он предпочитает бросать их против ветра.
Похоже, что фронтовое сознание стало главной движущей силой борьбы оппозиции на предстоящих парламентских выборах. Других аргументов для победы оппозиционеры упорно не видят. Поэтому они не стесняясь говорят на всех телевизионных эфирах о готовности к методам физического недопущения голосования языкового закона во втором чтении. Так что нас ждут очень «весёлые» события в стенах и под стенами Верховной Рады Украины. Увы, но это стало нашей национальной традицией, которая, как ни странно, остается единственным объединительным началом правящего класса страны. Порой создаётся впечатление, что власть и оппозиция сосуществуют в виде сиамских близнецов, хирургическое разделение которых приведет к гибели украинского государства.
Нужно ли после всего этого говорить о политической цене принятия данного закона для Партии регионов. Уровень тотальной критики позиций правящей партии достиг критической точки, и провал голосования настоящего законопроекта может обернуться невосполнимыми потерями на парламентских выборах. Поэтому исход голосования данного законопроекта может определить конечную политическую судьбу очень многих депутатов-регионалов, чьи имена прочно прописались в политическом паспорте Украины на протяжении уже многих лет.
Однако дело здесь, в конце концов, не в конкретных фамилиях. Фамилию, как и политическую ориентацию, поменять в наше время не составляет большого труда. А вот поменять поддержку избирателей на продление своей политической прописки во власти гораздо сложнее. И сколько бы ни говорили оппоненты регионалов о том, что языковые проблемы для жителей страны занимают место в конце второй десятки, на самом деле для выбора будущего Украины они по-прежнему имеют первостепенное значение. По крайней мере, для ее русскоязычной части.
Те же национал-патриоты неустанно повторяют о важности украинского языка для определения этнической идентичности. И оспорить этот тезис невозможно. В отсутствие закона о региональных языках существует реальная возможность постепенного вытеснения русского языка из привычных сфер употребления и замены их на украинский язык. Что активно и делалось в последние годы. Разумеется, это стимулировало Партию регионов к поиску апробированных международным опытом методов защиты позиций русского языка и других языков национальных меньшинств. Защиты от искусственных поползновений со стороны государства проводить ничем не оправданную экспансию украинского языка. Ничего лучше и эффективнее Европейской хартии о региональных языках в этом плане не придумано. А главное, и придумывать не надо.
Ведь проблема языковой и этнической идентичности в их взаимосвязи существует в нынешней Украине остро не только для украинцев, но и для русских и других исторически сложившихся этнических групп. Все они в основном русскоговорящие. И все они хотят иметь гарантированную государственную защиту своих языковых прав. Что в конечном итоге и выродилось в проект закона Кивалова-Колесниченко.
Увы, но в условиях не сложившейся политической нации в Украине принятие этого закона переросло в настоящую языковую войну. Войну, исход которой определяют, к сожалению, не цивилизованные методы парламентской работы, а кулачные бои народных избранников. Поэтому ни у одной из воюющих сторон нет уверенности в итогах повторного голосования. Для каждой из них эти итоги могут стать историческим приговором. Приговором, который будет окончательно вынесен на осенних выборах в украинский парламент.
Одним словом, как и следовало ожидать, политическая температура в Украине неуклонно растет и, похоже, что для преодоления вируса предвыборной лихорадки эффективных лекарств пока нет и быть не может. Власть и оппозиция ведут войну на взаимное уничтожение. И хотим мы того или нет, но будем вынуждены определиться, кому из воюющих сторон отдадим предпочтение и свои голоса. Время еще есть. Хотя принятие языкового законопроекта может серьезно ускорить политическое измерение временного предвыборного ресурса.
Как ни парадоксально, но со временем принятый закон «Об основах государственной языковой политики» способен выполнить роль компромиссного примирителя власти и оппозиции. Только не нынешнего депутатского состава. Нынешние уже прошли точку невозврата к политическому компромиссу. Теперь нам предстоит сделать выбор, кто придет им на смену. И придет ли вообще?
Языковая ситуация в Украине оказалась в центре внимания очередного ежегодного международного фестиваля «Великое русское слово», прошедшего на прошлой неделе в Ялте. Особенно эта тема звучала часто в выступлениях участников Форума «Взаимодействие – 2012». Тональность здесь задал Председатель Верховного Совета АРК Владимир Константинов. В корректной и толерантной форме он заявил о важности принятия закона «Об основах государственной языковой политики» для всех кому дорог русский язык, русская культура и все, что связано с дружбой и добрососедством с Россией. Поэтому вполне естественным выглядело пожелание главы крымского парламента большего присутствия в Украине дружественной России.
Как и следовало ожидать, приветственное выступление Константинова было препарировано в выгодном для национал-патриотов свете и растиражировано по всей Украине. Второй раз за последние полгода Владимир Андреевич стал врагом национально «свидомых» демократов, а Крым в их глазах по-прежнему остается источником сепаратизма. Все до банального просто и знакомо. Увы, но это тот случай, когда так и хочется сказать: то, что мешает танцору, не мешает украинскому национал-патриоту. Ведь ненависть к русскому языку является для них единственным аргументом правды.
Национал-патриоты не хотят задумываться над тем, что фронтальное и тупое сопротивление в языковых вопросах логике здравого смысла имеет совсем обратный эффект. Это наглядно продемонстрировала президент Украинской ассоциации преподавателей русского языка и литературы, профессор лингвистики из Киева Людмила Кудрявцева. Так, она привела данные социологических опросов Института социологии АН Украины, согласно которым численность молодых людей в возрасте до 30-ти лет, думающих по-русски, выросла за последние годы с 34 до 40 процентов. Это даже больше чем в возрастной группе свыше 55 лет. Как тут не вспомнить навязчивую телевизионную рекламу времен Ющенко «Думай по-украински». Вот и весь ответ на искусственную украинизацию.
Как бы там ни было, но языковая проблема еще долго будет политическим водоразделом борьбы за власть и не получится искусственно упрятать ее за проблемы социальные. Во всяком случае, до тех пор, пока здесь не будет достигнут разумный компромисс. А для этого власть и оппозиция должны находиться в диалоге друг с другом. Поскольку на сегодня такой диалог исключен, то языковая война будет продолжена. О чем мы будем говорить еще не раз.
И все же тема футбола на прошлой неделе принесла больше положительных эмоций, чем все остальные. Все-таки европейский и наш отечественный болельщик давно ждал этого праздника. И, наконец, дождался. Теперь три недели вся Европа будет жить футбольными эмоциями, которые ни в какое сравнение не могут идти с эмоциями политическими. Ведь победы и поражения на футбольном поле сменяют друг друга гораздо быстрее и безболезненнее, чем в политике.
Поэтому Украина действительно дарит Европе и всему футбольному миру ощущение праздника. И очень хочется верить и надеяться, что Украина покажет себя по-настоящему гостеприимной хозяйкой футбольного чемпионата, а зарубежные болельщики убедятся в том, что мы есть миролюбивая европейская страна, где господствуют общечеловеческие ценности. Такие же, как и в Европе. И хотя это всего лишь наивная мечта, но ведь мечты иногда сбываются.
Мечта эта может сбыться лишь при условии, если мы не будем поднимать цены выше европейского уровня на проживание и питание. Сохраняя при этом украинское качество. А также если в городках для болельщиков постоянно будет подаваться горячая вода и будут чистыми … общественные туалеты. К сожалению, пока это получается далеко не везде.
Желание заработать на европейцах чисто по-украински у многих зачастую превалирует над желанием интегрироваться в Европу. И приходится признавать, что европейские ценности пока не для маленького украинца. Впрочем, как и не для большого. Все они, как правило, хотят заработать на европейцах по-большому. А наши отечественные СМИ любят обнажать именно эти темы. Тоже по-большому.
Ну и, конечно же, не обошлась прошедшая неделя без упоминаний о Юлии Тимошенко. Ведь это символ нашего национального героизма и позора, без которого отечественная политика теряет свои яркие краски. Только у одних этот символ вызывает чувство стыда, а у других – национальную гордость. Правда, непонятно, как можно гордиться тем, что Юлия Владимировна наотрез отказывается сдать на анализ… кровь. Причем, не только украинским медикам, но и немецким.
И только сведущие в политике понимают, что это не более чем шантаж. Целью такого шантажа является страстное желание Тимошенко оказаться в берлинской клинике «Шарите». А там уж как повезет. Так что кровь Юлии Владимировны – это национальное достояние и сдать ее она может лишь в особых условиях национальной безопасности. И определять эти условия имеет право лишь она сама. О чем и должны знать все европейцы, приехавшие на футбольный чемпионат.
А еще на прошлой неделе отметили свой профессиональный праздник журналисты. Отметили по-разному. В том числе и публикацией рейтинга врагов отечественной прессы. Рейтинг этот возглавил Председатель Совета министров автономии Анатолий Могилев. Причем в отместку за период его работы министром внутренних дел Украины. Странный получился рейтинг. Анатолий Владимирович вот уже почти восемь месяцев работает крымским премьером, не имея проблем с прессой. А ему вспоминают период министерский и навешивают все грехи за работу украинской милиции.
К чести Могилева он не отказывается от личной ответственности за работу милиции в его бытность министром. Справедливо считая, что там достоинств больше, чем недостатков. Поэтому он порой иронично замечает: «Все публикации о нашей работе кроме некролога есть пиар». Ну, что ж, в этих словах есть большая доля правды. И нет смысла обижаться на журналистов. Похоже, что нынешняя жизнь не оставляет им времени на что-то большее. А у многих для такого большего просто нет способностей.
Так что на прошлой неделе первые лица автономии вновь стали главными антигероями украинских СМИ. И трудно сказать, кто от этого больше проиграл, а кто выиграл. Во всяком случае, крымчане не проиграли. Это уж точно. А остальное покажет время. Ведь время – лучший патологоанатом истории. Фамилии Могилева и Константинова уже попали в крымскую историю, и она обязательно вынесет им свой безжалостный вердикт. Не будем торопить ее, ибо это бессмысленно.
Совет начинающему политику сегодня будет звучать так: никогда не бейте лежачего, ведь тот может и встать.
 
Александр Форманчук