Не зная кода – не суйся в моду

Не зная кода – не суйся в моду

Лето, жара, общая расслабленность. Но! Многие из нас все же ходят на работу, и что еще более прискорбно, должны прилично выглядеть. Уже несколько лет в наше сознание  внедряется понятие корпоративной униформы, или – дресс-кода.

В прошлом году государственные служащие АРК после полученной сверху установки о желательности введения дресс-кода в госучреждениях стали тревожно ожидать «часа Х». Тотчас же поползли различные слухи о непомерной сложности и дороговизне новой стилистики деловой одежды. А поскольку формулировки и распоряжения, как всегда, были очень уклончивыми, то и трактовка ее тут же получила некоторый гротескный уклон. Между тем, все довольно просто – существуют всего четыре основных направления в этой для нас еще достаточно загадочной области деловой статусной моды. К истории вопроса Идея, безусловно,  не нова. Отцом официального дресс-кода считается  французский король Людовик XIV. Он, как говорится, собственноручно разработал придворный церемониальный костюм для  высшей придворной аристократии и форму для своей армии. Русский император Петр Первый вводил дресс-код среди русского боярства самым незамысловатым  образом – сдергивал с боярских голов горлатные шапки, а с плеч – тяжеленные шубы, да рубил ненавистные бороды. Его внук Павел I оказался ничуть  не деликатнее, он даже предписывал, в какое время дня частным лицам следует надевать фраки, а баронессе Строгановой – обедать. В наше время то же стремление руководства поднять престиж служащих государственной организации приобретает новые очертания. Самым правильным и очевидным руководителям представляется создание такого имиджа организации, который  стал бы максимально привлекательным в глазах сотрудников и партнеров. Строго говоря, дресс-код – это свод правил и рекомендаций, о том, как следует одеваться сотрудникам представительских профессий в конкретных ситуациях делового общения. Первоначально дресс-код разрабатывался для так называемых протокольных мероприятий, в которых участвовали главы государств и правительств, и не столько касался одежды, сколько регламентировал действия вступающих в официальные отношения высоких чиновников разных стран. В представительских организациях государственного уровня (министерства, дипломатические представительства, торговые миссии и т. п.) разработкой дресс-кода занимаются HR-менеджер (что примерно соответствует должности начальника отдела кадров), специалист по деловому протоколу и стилист. Утвержденный руководством документ является приложением к функциональным обязанностям. Он доводится до сведения всех сотрудников организации и подписывается ими. Контроль за исполнением возлагается на HR-менеджера или сотрудника протокольного отдела. Нарушение дресс-кода рассматривается как нанесение морального ущерба организации, за что  на нарушителей могут налагаться различные взыскания вплоть до штрафа и даже увольнения. Но при всей строгости подхода, дресс-код – это не униформа, он не исключает  индивидуальности в одежде и не препятствует творческому отношению к своей внешности. Это всего лишь «законы жанра», которые существуют в любом виде творческой деятельности. Дресс-код – это те законы, которые диктуются условиями и целями работы людей представительских профессий и которые не имеет смысла относить к работникам иных  сфер. Неудивительно поэтому, что менеджер  модельного агентства, театральный критик  или обозреватель модного издания, скорее презентующие самих себя, нежели свою организацию, могут позволить себе экстравагантный наряд (хотя, опять-таки, всему свое место). У людей же представительских профессий, тех, кто непосредственно общается с партнерами, посетителями, клиентами и которые называют себя «членами команды», условия и цели работы иные, а значит, и одежда должна быть иной.

Не стоит забывать и о том, что Ваш смартфон также может считаться элементом вашего гардероба. Поэтому, от того как он будет "одет" может зависеть общее восприятие вашего стиля. Значит, вам стоит заглянуть в интернет-магазин, где представлен огромный ассортимент чехлов для iPhone http://lucky-buyer.com.ua/ и выбрать подходящий аксессуар.

Представительский дресс-код  разрабатывается с учетом самых разных ситуаций делового общения, и иной раз вдается в такие мелочи, что на первый взгляд даже удивительно. Так, многие организации вводят у себя так называемый дресс-код «свободной пятницы» - free Friday. В нем даются послабления для обычного представительского дресс-кода в связи с предстоящим  уик-эндом, и сотрудникам разрешается появиться в этот день на работе в джинсах и трикотажном свитере. В любое другое время трикотажные и вязаные изделия для людей представительских профессий категорически запрещены. Считается, что они хороши для работы на своем дачном участке, занятий спортом, прогулок, но совсем неуместны в обстановке государственного офиса.  А представительский дресс-код для чиновников высокого государственного уровня даже  предполагает, что нельзя два дня подряд являться на службу в одной и той же одежде. У сотрудников должно быть как минимум три-четыре пары брюк или юбок, два-три жакета или пиджака, как минимум пять блузок (рубашек), причем все они должны подходить друг другу по стилю, фасону, цвету, и тогда, комбинируя их в различные ансамбли, можно разнообразить свой деловой образ. Идеальной дамой классического стиля я бы назвала Маргарет Тэтчер – английского премьер-министра рубежа веков. Она была одновременно и строга, и элегантна, располагала к себе и держала дистанцию. Огромную роль в создании такого имиджа играла ее одежда. Четыре кита  Существует огромное количество различных рекомендаций и параметров дресс-кодов, но основных направлений всего четыре.  Первое – это «свободный стиль одежды». По-английски он называется casual (кэжуал)  и переводится как «одежда к случаю, неформальная, непринужденная, ситуационная». То есть – какова ситуация, так мы и одеты, каждый в меру своего разумения. И диапазон здесь очень широк: от любимых поношенных джинсов – до обычного делового костюма. В казуальном дресс-коде допустимы и трикотажные, и вязаные изделия, наличие ярких деталей, фольклорных или романтических аксессуаров. В настоящее время даже деловой костюм с шортами, вместо юбки или брюк, считается приемлемым офисным вариантом. Нет строгих указаний по силуэтам или длине и ширине изделий, нет ограничений по качеству тканей или количеству деталей одежды. Длина – от мини до макси. Предполагается, по умолчанию, что каждый сотрудник сам подберет одежду той стилистики, которая принята в данном коллективе. Максимально близко к первому направлению  корпоративного дресс-кода примыкает второе – «традиционный деловой костюм», повседневная форма одежды. Это чуть более формальный подход к созданию общего корпоративного имиджа предприятия или организации. Здесь сотрудникам предлагается более строгая форма служебной одежды. Общепринятое его сокращение звучит для русского уха смешновато – «БТР» – (business traditional). А обозначает нормальную повседневную деловую одежду без особой экстравагантности. В контексте «традиционного делового костюма» возможны как брючные костюмы, так и юбки, классические платья, деловые трехчастные комплекты, варианты «шанель», шотландка. Вот список вечной классики – вещей, без которых не обойтись при составлении делового гардероба: • Черная водолазка из кашемира или тонкой шерсти • Юбка А-образного силуэта из черной или серой шерсти (твида) • Классического покроя брюки черного, серого или цвета беж • Классический пиджак, кожаный блейзер (приталенный жакет) • Плащ-тренч • Комплект белых рубашек или блуз из хлопка или шелка • Маленькое черное платье-футляр или сарафан, под который можно надеть вышеупомянутые белую рубашку или водолазку • Черные сапоги-чулки • Коричневые или черные туфли в деловом стиле на низком каблуке • Черная сумка хорошей марки классической формы • Туфли на шпильке • Шарфы, шейные платки, бижутерия Комбинируя между собой вещи этого малого бизнес-набора, мы можем достичь большого разнообразия, не выходя за пределы корпоративного дресс-кода. А вот разновидность «бетеэра» – «Business best» – самый строгий и дорогой деловой костюм – уже не допускает никаких вольностей. Для мужчины в этом дресс-коде определен строгий костюм темно-синего цвета с белоснежной сорочкой и галстуком в красных тонах, с нагрудным платком. Даже фасон обуви оговаривается – это черные строгие туфли модели «оксфорд» или «дерби». Для женщины – серый, синий или бежевый костюм, белая блузка-сорочка, возможен галстук или шелковый строгий бант. Туфли черного цвета на венском каблуке (3 – 5 см), чулки обязательны, прозрачные, телесного цвета. Понятно, что это – одежда не на каждый день. Деловой этикет предусматривает такой костюм для ответственной встречи, особенно с иностранными партнерами, или для официального делового приема.  Дресс-коды БТР (деловой повседневный)  и ББ (деловой строгий) традиционно относятся к одежде для дневных или утренних мероприятий. Еще серьезней правила делового этикета предлагают отнестись к событиям вечерним. Это могут быть и официальные торжества, и приемы в посольстве, и благотворительные мероприятия, и вручения государственных или иных престижных премий, и даже придворный бал. Даже у нас  с вами вероятность попасть на такого уровня мероприятия повышается день ото дня, поэтому есть смысл ознакомиться с правилами этикета дресс-кода и на эти случаи. Это наиболее формальные типы официальной парадной одежды. Их два – «White tie или ultra formal или  cravat blanche» и «black tie или cravat noir». Представьте себе, что вы получаете конверт с приглашением на торжественное мероприятие по поводу вручения Государственной премии. На приглашении вы обнаруживаете таинственную аббревиатуру:" Black tie. R.S.V.P".  Что это означает, думаете вы, и как же мне быть? А это значит, что вас хотят видеть на о-очень торжественном событии, предупреждают о принятой в таких случаях форме одежды - "Black tie", и просят ответить – "response s’ ill vous plait". Игнорирование этой просьбы считается самым серьезным нарушением светского или делового этикета. Если вас зовут на такое мероприятие – презентацию, бал или прием – вне зависимости от того, собираетесь ли вы там присутствовать или нет, вы обязаны ответить.  Причем ваш ответ должен быть доставлен приглашающей стороне за день до торжества. Дресс-код «Black tie» – «черный галстук» - разработан для «формального вечернего мероприятия»: вечернего приема у посла, благотворительного бала, вручения международной премии,  и предусматривает парадную форму одежды. Это смокинг с черным галстуком-бабочкой у мужчины. И длинное вечернее или коктейльное платье для женщины. Допустимо отсутствие перчаток, мехов и бижутерия – вместо драгоценностей.  Пометка на приглашении «Formal 1» разрешает более свободный, креативный подход в рамках дресс-кода Black tie. Расшифровывается это как «формальное вечернее мероприятие не строгой формы», типа рождественского бала, или званого ужина, корпоративного праздника, юбилея и т. д. И допускает темный торжественный пиджак с галстуком для мужчины, хотя смокинг все-таки считается предпочтительней, и вечернее платье или вечерний комплект из отдельных предметов для женщины. И наконец – апофеоз дресс-кода – «White tie» – «белый галстук» – самые формальные костюмы для  исключительно парадного  случая. Это – прием у Президента, вручение Нобелевской премии или Государственных премий страны. Одежда мужчины: фрак с белым галстуком-бабочкой, белый жилет,  лаковые туфли и карманные часы. Приветствуются белые перчатки. Одежда женщины – полный вечерний туалет: бальное платье «в пол», ювелирные украшения, перчатки, вечерняя прическа, туфли на каблуках и крошечная вечерняя сумочка. Недопустимы распущенные волосы, голые руки, бижутерия.  Таковы самые главные направления официального дресс-кода. А креативная его интерпретация в каждой организации – своя.

Екатерина Бородина