Крымская Троя

На Петровских скалах индустриальный пейзаж Симферополя на мгновенье как бы расступается, давая небольшое жизненное пространство для осколка с тысячелетней историей, называемого Неаполь Скифский. При этом временной портал сохраняет удивительный статус-кво, ведь покидая современную столицу Крымского полуострова, каждый переносится в столицу позднескифского государства древней Тавриды.
Неаполь Скифский был обнаружен археологами, опираясь лишь на описания, оставленные древнегреческими авторами, то есть почти точно так же, как Генрих Шлиман нашел по тексту Гомера знаменитую Трою. И на этом неожиданная связь крымского города-крепости с малоазийским поселением не заканчивается, ведь на территории скифского городища сконцентрировано едва ли не больше чудес и сделано не меньше крупных открытий. По сути дела, каждый объект, открытый сегодня для ознакомления на «археологическом островке» заповедника, является в своем роде уникальным и не имеющим аналогов на полуострове и даже в мире.

Башня с главного входа в археологический заповедник
Чего стоит только неразграбленная усыпальница, в которой было погребено около 70 человек, представлявших знать с полагающимися регалиями в виде золотых украшений, оружия, конской сбруи. Там же ученые обнаружили хорошо сохранившееся захоронение царя Скилура, чье правление пришлось на расцвет Скифского государства. Гробница с элементом каменной плиты и скульптурным портретом из гипса этого воинственного монарха присутствуют сейчас в экспозиции музея.

Копия скульптурного портрета царя Скилура, выполненная известным археологом и антропологом М. М. Герасимовым
В советское время над усыпальницей была воздвигнута башня, выступающая сейчас чуть ли не главным символом этого памятника культуры. Удивительно, что в скифское время над ней тоже возвышалось оборонительное сооружение, но главная странность заключается в том, что она находилась вне стен города. По-видимому, даже после смерти скифские цари и военачальники сражались с осаждавшим город противником.

Внутри городских стен, башня и восстановленные участки оборонительных стен

Вид с обзорной площадки наверху башни
С обзорной площадки наверху башни открывается прекрасный вид на весь археологический комплекс – видны остатки укреплений, многочисленные ямы зернохранилища, фундаменты построек, а вдали – типичный длинный скифский дом аристократии мегарон и, пожалуй, самый загадочный памятник, представляющий собой бассейн.

Зерновые ямы главного городского зернохранилища, которых на Неаполе Скифском найдено около 70
Мысли о Трое настигают у остатков фундамента мавзолея царя Аргота, поскольку именно здесь были обнаружены стихи на греческом языке, прославляющие деяния предшественника Скилура. Как оказалось, поэтический стиль сохранившегося отрывка очень похож на художественную манеру великого Гомера, что подтверждает то, что поздние скифы не только были искушены в ратном деле, но и были ценителями высокой культуры.  

Вид с обзорной площадки, где на переднем плане мавзолей Аргота, далее - предполагаемое городское хранилище, а под навесом - мистический бассейн
Назначение купальни с сохранившимися на камнях непонятными рисунками пока еще не выяснено, однако недостаток достоверных сведений с лихвой компенсируется повествованием о Скилуре, который принимал в ее водах своеобразную инаугурацию. Некоторые историки считают, что скифский правитель пришел к власти незаконным путем, устранив разными способами конкурентов, а для проведения обряда очищения был создан бассейн. Тем не менее, купальня действительно служила для культовых целей и, может быть, здесь производились приношения богам – по углам памятника найдены следы от огня.
Остатки винодельни демонстрируют то, что скифы были не только мастерами в потреблении опьяняющего напитка, но и его талантливыми производителями. Сложная система из пяти сообщающихся пифосов производила, по-видимому, достаточно качественную продукцию, как бы отметили в современной рекламе – прошедшую неоднократную фильтрацию. Благодаря этой уникальной находке археологи в шутку называют царя Скилура основателем крымского виноделия.

Остатки винодельни, где в углублениях находились пифосы, которые были предположительно связаны системой трубок, посредством чего происходила очистка виноградного сока
Последние восстановительные работы на Неаполе Скифском проводились в 1987 году, после чего археологический комплекс был законсервирован и стал дожидаться лучших времен. И, как много лет назад, столица позднескифского государства снова исчезла с глаз людей, медленно разрушаясь, обрастая травой и становясь пристанищем для неприкаянных душ наркоманов. Поэтому на сегодняшний день можно с уверенностью говорить, что создание историко-археологического заповедника «Неаполь Скифский» – это благородное и доброе дело, которое свидетельствует о положительных изменениях в сознании и культуре общества.

Меч, вонзенный в камень, наподобие Экскалибура из цикла сказаний о короле Артуре

Композиция из скифского шлема, сломанного меча-акинака и пояса с фигурными украшениями скифского воина
Всего за год существования нового музея его сотрудниками был проделан колоссальный объем работы: проведена реставрация памятников, приняты необходимые меры для защиты культурных объектов, территория очищена от мусора, установлено освещение, представлены новые экспонаты и стенды, которые помогают ориентироваться в исторических реалиях древности. При этом тяжелый труд работников еще далек от завершения – за годы забвения Неаполь Скифский нажил много старческих болезней. Тем не менее, сотрудники музея с воодушевлением делятся планами по расширению экспонатов, связанных с военной техникой античного времени, по проведению раскопок в других частях городища и новых открытиях.
Не меньшую ценность представляет сопровождение экскурсовода, который терпеливо и доступно объясняет археологические тонкости, приводит интересные сведения о каждом экспонате, разбавляет научные предположения историческими анекдотами и интересными параллелями с настоящим временем. Благодаря такому живому рассказу Неаполь Скифский сразу же преображается, временами становится могущественнее и неприступнее, порою поэтичнее и величественнее, а иногда даже неожиданно предстает в мистическом образе.
Удовольствие приносит именно этот романтический ореол, который возникает из достоверных фактов, обрывочных сведений и предположений ученых, фантазии  и воображения посетителей. Благодаря основанию заповедника Симферополь возродил не только великолепный туристический объект, но и значительно обогатил свою историю. Наследники скифской культуры получили предмет национальной гордости, а жителям и гостям Крыма открылся доступ к увлекательным знаниям под открытым небом.
 
Борис Седенко
Фото автора