Талант Владимира Денщикова

Человек берет в руки льняную нить и начинает работать. Ситуация древняя, как мир, а результаты каждый раз разные. У иных получается "тканый воздух" – невесомое прозрачное полотно древнеегипетских ткачей; другие переводят морозные узоры в замысловатые вологодские кружева. А симферопольский мастер Владимир Денщиков плетет ... иконы.
Можно ли представить себе нитяную икону? Ведь иконопись – один из самых строгих канонических жанров, сложившийся в недрах ранневизантийского сакрального искусства  и пришедший на Русь уже в виде незыблемых канонов.
Владимир Денщиков думал и об этом, когда немеющими от болезни, почти безжизненными пальцами старался завершить неоконченную работу для храма-маяка в поселке Малореченском. Он не знал, сколько времени ему еще отпущено, но внутренний голос был неумолим, словно колокола Судного дня: «Доделать «Николая Чудотворца»  необходимо!»  Мастеру помогли, работа была закончена, немощь отступила. Православный, глубоко верующий человек, Владимир Денщиков смиренно признает, что «Бог водил его руками»  и именно  на этом поприще мастер может принести пользу, исполнить свое предназначение, послужить Богу и людям.
Уникальный метод «нового вида иконотворчества», как стали называть его искусствоведы, сформировался, безусловно, не сразу. Владимир Анатольевич увлекся плетением макраме уже в молодые годы. Будучи театральным актером, художником, художником-постановщиком, он не мог не оценить воздействия на зрителя хитросплетенных рукодельных деталей, когда, словно само собой возникает желание внимательно разглядеть, а то и потрогать подвижную фактуру, почувствовать живую энергетику ажурных рукотворных изделий.
Сегодня Владимир Денщиков  –  единственный в мире мастер, который создает иконы в технике "узелковое плетение макраме-коллаж". Процесс длительный, одновременно и простой,  и сложный. Узелковое плетение отдаленно напоминает вязание крючком, только в данном случае все элементы узора выполняются вручную, без каких-либо приспособлений, а количество узелков на иконе исчисляется даже не тысячами – миллионами! Толщина нити колеблется от 0,5 мм до 2 мм. Узор выплетается из таких ниточек, затем детали монтируются с помощью усовершенствованной мастером техники  –  макраме-коллаж. На выполнение одной работы уходит от двух-трех месяцев до полугода. В добавление к обычным, хотя и очень сложным техникам узелкового плетения Владимир Денщиков изобрел (и запатентовал) «рукотворную ткань», которую использует при воспроизведении одеяний Христа, Богородицы, святых. Как и положено в каноническом иконотворчестве, лики и руки святых написаны на холсте, а роль драгоценного оклада выполняют многосложные льняные детали.
Нужно ли говорить, что мастер внимательно изучает старинные каноны, правила расположения ликов и фигур на иконе, законы композиционного построения. В иконописи категорически невозможны дисгармония, хаос или деструкция, композиция строится на основе золотого сечения, фигуры по преимуществу вписаны в равнобедренный треугольник, лики и огрудные образы,  как правило, обрамлены арочным окладом. Сюжеты, позы, жесты, даже наклоны головы незыблемо зафиксированы «во веки веков». И тем не менее, стиль каждого выдающегося иконописца, даже в пределах самого строгого канона, неповторим, оригинален и узнаваем. Андрея Рублева не спутать с Дионисием, Феофана Грека – с Симоном Ушаковым. У каждого мастера, вкладывающего в работу душу и долгие годы кропотливого подвижнического труда, появляются свои приемы, только ему присущие особенности.
Такой характерной творческой особенностью метода Владимира Денщикова можно считать не только технику исполнения, но и появление асимметричных композиций. В которых возникающее движение основных масс, активно работающие диагонали и осевые сдвиги создают напряженное энергетическое «звучание»  работы, а небольшой камерный размер иконы только усиливает и подчеркивает это ощущение. Таким образом,  динамика и пластичность становятся органичным свойством композиции иконы, подобно тому, как долговечность и естественность являются неотъемлемыми свойствами льняной нити.
Но помимо технических сложностей есть еще и духовно-этические моменты. Ведь иконотворец – не просто художник. За свой труд он отвечает и перед собой, и перед людьми, и перед Богом. По примеру старых мастеров-иконописцев Владимир Денщиков перед началом работы молится, постится, получает благословение владыки или духовника. Иконотворчество требует уединения, максимальной концентрации, внутреннего равновесия и душевной гармонии. И здесь мастер видит еще одно удивительное совпадение  –  те же качества необходимы и для выполнения филигранных узоров в технике макраме-коллаж, в которой он выполняет  иконы.
Свои работы крымский мастер охотно выставляет (на его счету уже более 20 выставок), дарит, но очень неохотно с ними расстается. Икона «Святой равноапостольный князь Владимир»  принесена в дар блаженнейшему Владимиру, митрополиту Киевскому и всея Украины. «Умиление»  вручено святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу во время его визита в Крым. Икона «Святого благоверного князя Александра Невского»  будет помещена в симферопольский Александро-Невский собор после завершения его строительства.
А зрелый, умудренный жизнью талантливый мастер обдумывает следующий этап –  создание объемных изображений.
В этом мире, который грозит вот-вот рассыпаться, единственная, противостоящая этому сила – талант человека. Талант в любой области, так как любой талант человека в конечном счете – это талант быть и оставаться человеком.

Екатерина Бородина