Наш Гауш

Вряд ли кто-то из крымчан, не приближенных к искусству, знает это имя. А ведь профессор живописи Александр Гауш жил и творил в Крыму, дружил с Николаем Самокишем, работал в Крымском академическом театре кукол и даже похоронен на старом кладбище в Симферополе. Его жизнь почти не исследована, картины разбросаны по музеям и частным коллекциям разных стран. В сентябре 2013 года исполнится 140 лет со дня рождения  Александра Гауша. Возможно, это и станет поводом для того, чтобы его имя вспомнили или же узнали... Об  интересной судьбе художника корреспонденту Крымского информационного агентства рассказал исполнительный директор Ассоциации заповедников и музеев Крыма Сергей Пушкарев.

Александр Гауш – русский живописец, родился 12 сентября 1873 года в Петербурге в семье купца первой гильдии, потомственного почетного гражданина Федора Гауша. В 1885-89 гг. обучался в Реформатском училище Петербурга, в Рисовальной школе при обществе поощрения художников, у художника-педагога Павла Чистякова, в Петербургской Академии художеств, в частной Академии художеств Жюлиана в Париже. В 1899 году Гауш получает звание художника с правом на чин 10-го класса и преподаванием рисования в учебных заведениях, работает в жанрах пейзажа и натюрморта. В личной мастерской художника трудились такие известные мастера как Илья Репин, Николай Милиоти, Альфред Эбердинг.
С весны 1907 года Гауш работал в комиссии по изучению старого Петербурга, в октябре 1909 года стал первым хранителем музея Старого Петербурга, в 1918 –  одним из создателей ныне Государственного музея истории Санкт-Петербурга. В его доме состоялся первый спектакль театра марионеток, на котором присутствовали Александр Блок и Анна Ахматова. В 1924 году художник был одним из организаторов ныне известного театра марионеток имени Евгения Деммени. В этом же году Гауш переезжает в Севастополь, где участвует в создании специальной программы по обучению рисованию учащихся школ города.

Китайская ваза. 1915-1916. Холст, масло. 105 x 77.5 см

Причиной переезда Гауша в Крым стали сложные отношения в семье – Александр не общался со своим сыном Юрием, который женился без его разрешения. Юрий Гауш был известнейшим драматургом кукольных театров. Его имя звучало наряду с Самуилом Маршаком, по его пьесам, из которых известны девять, в 30-е годы были поставлены спектакли в различных театрах бывшего СССР.
Еще одной причиной переезда Гауша в Крым называли болезнь его жены. Любовь Гауш была ученицей Николая Рериха, но работала в области декоративно-прикладного искусства. В Эрмитаже сохранилась целая коллекция расписанных ею тарелок, посвященная женам декабристов. А портрет Любови Гауш – работа художника Василия Милиоти (1906 года) – сейчас находится в фондах Третьяковской галереи.

Портрет Л.Н.Гауш. 1905. Холст, масло. 82 х 67 см

Вообще Гауши вели кочевой образ жизни. Какое-то время они жили в Одессе, где Александр получил звание профессора живописи, при этом он преподавал в Одесском художественном институте.
Гауш входил в Общество художников им.Костанди, которое было создано последователями известного украинского художника  греческого происхождения Кириака Костанди. До сегодняшних дней даже сохранилось фото, где Гауш запечатлен в окружении художников этого общества.

Общество художников «Мир искусства», 1914 г.
Но в 1935 году семья опять переезжает в Крым, на этот раз в Симферополь, где Александр Гауш активно принимает участие в выставках крымских художников. У него складываются замечательные отношения с Николаем Самокишем. А в 1939 году Гауши переезжают в Ялту, есть сведения, что Любовь Гауш работала преподавателем в одной из школ Ялты.
Когда же началась Великая Отечественная Война, Гауши остались на оккупированной территории. Интересно, что недавно с помощью сотрудников государственного архива АРК удалось обнаружить документы Ялтинской комендатуры 1942 года. В них идет речь о том, что семья Александра Гауша находится в ужасных материальных и жилищных условиях, они проживали в доме, где не было окон, у них не было ни продуктов питания, ни одежды. И Гаушу ничего не оставалось делать, как писать небольшие крымские этюды и продавать их. Вскоре ему, как профессору живописи, немецкие власти назначают пенсию в 300 рублей, а в 1943 году Гауши  уезжают в Австрию.
«На сегодняшний день период жизни художника в этой стране не известен и не проходит ни по одним историческим данным. Из архива Омской области России нам удалось получить справку о том, что в 1946 году Гауш проходит фильтрационный лагерь в одном из городов Австрии и в этом же году он выезжает в Крым, –  один, его жена Любовь умирает в Австрии, место ее захоронения неизвестно. Интересно, что на людей, которые находились за границей в фильтрационных лагерях, по возвращению заводилось обязательное досье, но сейчас ни в одном архиве ни у нас, ни в России не существует дела о возвращении Гауша», – констатирует Сергей Пушкарев.

Подпись - «Гора Святого Георгия», 1937 год, дерево, масло. 51х65 см

Хотя известно, что Гауш вернулся в Симферополь в 1946 году и в этом же году он восстановился  в Союзе крымских художников, от которого получает путевку на дачу известного художника Константина Коровина в Гурзуфе, где живет и работает.
В Симферополе собственного жилья у него не было, он обитает в различных районах города, и по архивным данным известно, что последнее место проживания художника – улица Карла Маркса, 52. Средства на существования он выручает от продажи небольших картин с изображением крымских пейзажей, которые пишет без особого энтузиазма. Кстати, после приезда из Австрии, Гауш не написал ни одного большого полотна…
Интересно, что художник даже работал в Симферопольском театре кукол, с которым заключает договор на подготовку декораций к спектаклям.

«Беседка», II четверть ХХ в. дерево, масло; 54х73

7 сентября 1947 года с Александром Гаушем происходит трагедия – он выходит из своего дома и попадает под трамвай. Действительно, сохранились данные о том, что именно в этот день такое происшествие имело место на одной из улиц Симферополя. Хоронят живописца за счет средств Союза художников Крыма на Старом кладбище, недалеко от могилы Николая Самокиша. Но, до недавнего времени, вряд ли кто-то нашел бы это место: небольшой заросший камень из местного материала с еле разборчивой надписью... Могила находилась в забвении. Ее удалось обнаружить благодаря Объединению искусствоведов и художественных критиков Крыма.
«В следующем году 140 лет со дня рождения Александра Гауша и в первую очередь, что хотелось бы сделать, – это восстановить место захоронения этого живописца. Речь не идет о каком-то грандиозном памятнике, речь идет о восстановлении надгробной плиты...» – с надеждой резюмирует Сергей Пушкарев.
В Ассоциации хотят найти поддержку и с российской стороны – уже направили соответствующее письмо в Генеральное консульство Российской федерации в Симферополе, а также губернатору Санкт-Петербурга.
А это, действительно, стало бы не только частью юбилейных мероприятий, но и шагом к сохранению культурного наследия полуострова.

Анна Ченская