ВИТАЛИНА ДЗОЗ: Вакансий педагогов не осталось даже в сельских школах

А в городах уже конкурс на каждое место преподавателя. О том, какие плоды приносит программа повышения престижности учительского труда, какие перспективы ждут педагогов и их учеников в будущем, как идет подготовка к новому учебному году, Крымскому информационному агентству рассказала министр образования и науки, молодежи и спорта Крыма Виталина Дзоз. А заодно и ответила на традиционный школьный вопрос: как я провел лето?

Долой дефицит учебников!
Да, собственно, процесс подготовки к учебному году в школе не замирал ни на один день. Лето – это время ремонта школьных зданий, котельных, тепловых сетей. И так было всегда. А в этом году крымский премьер Анатолий Могилев поручил еще и вплотную заняться школьными туалетами. Что греха таить, во многих сельских школах они находятся вне здания, во дворе, да еще и без канализации. Такого быть не должно, и нынешним летом мы работали над тем, чтобы и в этом смысле в школе были комфортные условия.
Из приятных особенностей этого года хочу отметить настоящий прорыв с обеспечением сельских регионов школьными автобусами. Это значит, что дети из отдаленных сел больше не будут добираться до школы пешком в любую погоду. Туда и обратно их отвезут новым, современным транспортом.
Мы уже получили 47 автобусов, чуть позже будет еще две партии: 40 и 15 машин. Практически весь парк обновлен.
Второе направление – учебное. Те, чья жизнь связана со школой, на собственном опыте знают, сколько проблем порой возникало из-за дефицита учебной литературы. Ее вечно не хватало, а уж какое качество знаний если один учебник на двоих. Теперь с этим покончено. В этом году, впервые за 10 последних лет у нас к 1 сентября учебниками обеспечены все учащиеся. Думаю, это оценят и педагоги, и школьники, и их родители. Кроме того, ликвидирован дефицит русскоязычных учебников. Это в первый раз, когда мы начинаем учебный год без дефицита учебников.
И, наконец, третье направление, без которого невозможно представить школу – обеспечение ее педагогическими кадрами. Увы, не секрет, что последние полтора десятка лет из школы ушли многие предметники, причем далеко не худшие. Бывшие физики, математики, биологи переквалифицировались в предпринимателей, и их чаще можно было встретить на рынке, чем в школьных стенах. Причем зачастую менять профессию педагоги были просто вынуждены, чтобы прокормить свои семьи. Маленькие зарплаты и низкая социальная защищенность толкали даже настоящих подвижников учительского труда на отчаянные меры. Но последние годы, кажется, и здесь появился свет в конце тоннеля. Отток кадров из школ прекратился, и появилась обратная тенденция. У нас уже нет вакансий даже в селах, а в городах учителем вообще не устроиться. И не в последнюю очередь в этом заслуга нашей программы, которая приносит свои первые плоды.

Программа уже работает
Идея разработать для Крыма целевую программу, которая, прежде всего, подняла бы самооценку труда педагогов в их собственных глазах, вернула профессии учителя престиж в обществе, вдохновила школьные коллективы на творческий поиск, появилась два года назад. С этой целью изучили лучший зарубежный опыт, поинтересовались, как и что в этом плане делается в Украине, и подготовили свою, уникальную программу. Я тогда задумалась, как изменить внутреннюю атмосферу сегодняшней школы, как преодолеть апатию и вернуть дух творчества, который всегда был присущ педагогам, как сделать, чтобы и учителей, и у учеников снова блестели глаза? Тогда мы пришли к мнению, что у педагога должна быть материальная заинтересованность, настоящее творчество не может оцениваться скупо, нельзя бесконечно уповать только на подвижничество, самоотдачу и высокие моральные принципы людей этой профессии. С другой стороны, нужно создать стимулы, мотивы для учеников. Вот если два этих вектора совпадут, результат обязательно будет.
Так и вышло. Верховный Совет Крыма утвердил Республиканскую программу повышения престижности труда учителя на 2011 – 2015 годы. Этот целевой, многогранный комплекс стимулов только начал работать, но уже принес свои первые плоды. Скажем, если педагог подготовил призера Всеукраинской Олимпиады по какой-либо дисциплине, в качестве премии он получает 5 тыс. грн. А таких учителей в Крыму уже 37. Семь педагогов воспитали по два победителя Олимпиад и, соответственно, их премия вдвое больше. Есть даже один учитель, сразу трое воспитанников которого отмечены высшими достижениями – это руководитель кружка химии Красногвардейского районного центра детского и юношеского творчества Евгений Евгеньевич Нетреба. А в этом году я с гордостью могу сказать, что наши крымские педагоги – Надежда Михайловна Капралова, учитель биологии и экологии Ароматновской школы Белогорского района, и Игорь Петрович Нагель, учитель математики Учебно-воспитательного комплекса «Интеграл» города Евпатории - сразу четверых учеников привели к победному пьедесталу. Разве это не подтверждение тому, что мы на правильном пути?
В рамках программы, по пять тысяч гривен получили ветераны педагогического труда, такой же суммой вознаграждения отмечены лучшие классные руководители и лучшие педагоги-предметники. Они создали свои творческие мастерские, где передают опыт молодым учителям. Для людей творческих профессий, а для педагогов особенно, очень важно, чтобы их труд был замечен и оценен по достоинству.
К слову, материальным стимулированием учебного процесса программа охватывает не только преподавателей, но и их учеников. Уже второй год мы даем одаренным детям ежемесячную стипендию в размере половины прожиточного минимума. В этом году это 510 человек. Кроме того, 40 человек получают повышенную стипендию, впервые в этом году мы выделили 50 стипендий детям-спортсменам.

Планы на будущее
Конечно, нам уже сейчас нужно думать о том, что ждет молодых людей за порогом школы. Думаю, нужны государственные целевые программы получения высшего образования, первого рабочего места, социального жилья. Если юноша или девушка талантливы, хотят учиться дальше, но семья не имеет на это средств, они должны быть уверены, что их не оставят один на один с проблемами, государство даст им беспроцентный кредит на высшее или среднее специальное образование. А если он и там хорошо учится, то и вовсе погасить этот кредит.
Другая проблема – дефицит рабочих мест для молодых специалистов. К сожалению, даже с «красным» дипломом, но без опыта работы трудоустроиться по специальности сегодня крайне сложно. Если не помочь молодому специалисту сделать первый шаг, можно просто сломать ему жизнь. Примеров масса. С другой стороны – государство, общество получат профессионала своего дела, если пойдут ему на встречу. Нужно возвращаться к практике госзаказа на профессию с гарантированным трудоустройством.
И, конечно, жилье для молодой семьи. Куда же без этого. Скажите, пожалуйста, может ли семья педагогов, особенно, если оба работают в школе, надеяться когда-то купить коммерческое жилье? Ответ, я думаю, очевиден. Значит, эту заботу должно взять на себя государство.
   
Люблю слушать тишину
Кстати, лето заканчивается, и мы попросили главного педагога Крыма поговорить на традиционную школьную тему: «Как я провел лето». Оказывается в этот раз министр осталась без отпуска.
– Вы, наверное, знаете, что мои однопартийцы, коллеги, педагогические коллективы выдвинули меня кандидатом в народные депутаты Украины. Это большая ответственность, а у меня это чувство вообще гипертрофировано. К тому же это совпало с подготовкой к учебному году, так что отдохнуть не получилось.
А вообще, говорит Виталина Дзоз, она человек водной стихии, и когда получается вырваться к морю, любит устраивать заплывы.   
– Один раз у меня был заплыв от Ялты до Ласточкиного гнезда и обратно до пансионата «Дружба» (улыбается). Еще я люблю пешие прогулки. Бахчисарай, пещерные города, просто моя мечта. Активный отдых – это то, что доставляет мне истинное удовольствие.
Но чаще всего, признается Виталина Алексеевна, отдыхать приходится, что называется на ходу. «Когда бываю в районах, люблю где-нибудь на степной дороге остановить машину, выйти и минут 15 подышать чистым воздухом, просто постоять в тишине, - говорит политик. – А потом снова в путь»…