Под крымским небосводом

26 августа в Украине отмечают День авиации – профессиональный праздник военных и гражданских авиаторов, а также работников авиационной промышленности и транспорта.
Еще в cоветские времена Крым был одним из центров малой авиации. В 70-80 годы здесь существовала развитая сеть внутренних авиаперевозок. Однако после распада Союза малая авиация в Крыму пришла в упадок, а от ее былой славы остались одни воспоминания и огромный парк заброшенных аэродромов, взлетно-посадочных полос, вертолетных площадок. О том, чем живет малая авиация сегодня, о забытом «крылатом» потенциале и частных малых воздушных судах корреспонденту Крымского информационного агентства рассказал глава Республиканского комитета АРК по транспорту и связи Николай Черевков.

- Начать я бы хотел с поздравления коллектива и руководства Международного аэропорта  «Симферополь» и ГП «Универсал-Авиа» с профессиональным праздником. Они на протяжении многих лет доказывают свой профессионализм и стабильность. На этих предприятиях никогда не возникало задолженности по зарплате, выплатам в Пенсионный фонд или бюджет. Наши авиаторы вносят достаточно большой вклад в социально-экономическое развитие полуострова и страны.

– Международный аэропорт Симферополь – воздушные ворота Крыма. Говорят, он даже мог принимать космические шаттлы. Николай Викторович, расскажите о планах и перспективах развития аэропорта.

– Напомню, что 18 ноября 1988 года в Советском Союзе был успешно проведен первый и единственный беспилотный полет космического корабля многоразового использования «Буран». Для подстраховки, кроме аэродрома «Юбилейный» на Байконуре, были построены два запасных – Восточный в Приморском крае России и Западный – в Симферополе. Эти запасные полосы были построены примерно на одной параллели, чтобы максимально обеспечить легкость приведения космического челнока для захода на посадку.
Если говорить о планах и перспективах нашего аэропорта, то они есть и серьезные. Например, в будущем мы хотим осуществить строительство нового аэровокзального комплекса с развитой инфраструктурой, который будет расположен компактнее – ближе к взлетно-посадочной полосе. Также в перспективах – заключение договоров с авиакомпаниями на прием и обслуживание воздушных судов, увеличение количества рейсов.
С этими целями ведется активный поиск инвесторов и нужно сказать, что в это перспективное, стратегическое направление инвесторы идут активно. Недавно постановлением Совета министров АРК была создана комиссия по рассмотрению инвестпредложений. Вот, например, сейчас рассматриваем инвестпредложение строительства терминала класса D от Литвы.

– Наверняка уже есть данные, какое количество пассажиров за этот курортный сезон воспользовалось воздушным видом транспорта?

– Аэропорт «Симферополь» в летний период в сутки выполняет 30 авиарейсов на прилет и 30 авиарейсов на вылет, в то время как на зимний период приходится по 10 рейсов. В июле аэропорт принял 104 тыс. 835 пассажиров, а если говорить о 6 месяцах, то он перевез 371 тыс. пассажиров, что на 12% больше, чем в прошлом году.
Особо  хочу отметить, что сейчас задачи крымского правительства направлены на то, чтобы сделать Крым оздоровительным курортом круглый год. Поэтому мы рассчитываем, что в ближайшие годы поток туристов к нам увеличится в разы.

– К курортному сезону-2012 значительно увеличилось количество авиарейсов в страны СНГ и дальнего зарубежья. Это произошло благодаря новым крымским авиакомпаниям «Крымские зори» и «Айр-Оникс» или же другим авиакомпаниям, совершающим чартерные рейсы?

– На сегодняшний день заключены договора как с отечественными, так и с российскими и зарубежными авиакомпаниями на обслуживание воздушных судов, среди  них – «КийАвиа», «Аэросвит», «Беларусь», Турецкие авиалинии. «Симферополь» связан авиарейсами с 22 аэропортами Украины и зарубежья. Это Киев, Харьков, Львов, Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Ереван, Ташкент, Самарканд, Рига, а также дальнее зарубежье — Турция, Польша, Израиль, Германия.
Этим летом открыт новый регулярный рейс Симферополь-Казань и чартерный рейс Симферополь-Катовице (Польша).
При этом авиакомпания «Крымские зори» прекратила свою деятельность в связи с неэффективностью работы. В апреле начала функционировать и выполнять регулярные рейсы другая  крымская авиакомпания «Эйр Оникс», базирующаяся в аэропорту. В их распоряжении 3 «Боинга», которые в основном совершают рейсы в Киев.
Весной был открыт обновленный терминал внутренних авиалиний. Также аэропорт приобрел специальную технику для организации обслуживания пассажиров и багажа на сумму около 31 млн. грн. Это позволит повысить культуру обслуживания пассажиров и сократит временя обработки багажа.

–  Расскажите о сегодняшнем дне малой авиации в Крыму.

–  Малая авиация в Крыму имеет богатую историю и перспективы. Это очень серьезное направление курортно-туристической отрасли. К нам летом прилетает множество самолетов, вертолетов и даже парапланов. В основном это чартерные рейсы из Украины, Польши, Белоруссии, России.
В советские времена существовали так называемые внутренние авиалинии. Я сам летал на «кукурузнике»  из Керчи в Симферополь, Анапу, Тамань и т. д. Сейчас на горе Клементьева (Феодосийский регион) регулярно проводятся всевозможные авиасоревнования. Именно поэтому мы все это хотим объединить и вышли с предложением о создании Концепции развития региональных авиаперевозок в АРК. Постановлением Верховной Рады Крыма она разработана и утверждена. В настоящее время разработан и утвержден распоряжением Совета министров АРК план мероприятий по реализации первого этапа этой Концепции.

– Функционирует ли аэропорт «Заводское»?

– Да, там базируется Крымское государственное авиационное предприятие «Универсал-Авиа», которое находится в подчинении у Министерства инфраструктуры Украины. В своем потенциале предприятие имеет 8 вертолетов Ми-8, из которых 2 работают по программе ООН в Судане, 1 – в ОАЭ, 3 задействованы на тушении пожаров в Турции и 1 вертолет дежурит в Международном аэропорту «Симферополь» на случай чрезвычайной ситуации.
Нужно отметить, что пилоты-вертолетчики предприятия – специалисты высочайшего класса, им дают отличную оценку в тех странах, где они работают. Но, к сожалению, вертолетный парк достаточно старый, а приобретение новых машин – очень затратное мероприятие.

–  В Крыму предпринимались попытки установления вертолетного сообщения между городами Крыма. Реально ли это?

– Погодные условия в Крыму способствуют полетам малых воздушных судов над его территорией практически круглый год. Большая часть региона представляет собой равнинную зону, что облегчает создание и развитие инфраструктуры малой авиации. В 70-80-х годах в Крыму существовала развития сеть внутренних пассажирских перевозок, но на сегодняшний день авиационные маршруты по территории АРК отсутствуют.

– В последнее время в крымских СМИ все чаще говорится о строительстве частных вертолетных площадок к тому или иному рекреационному объекту, домовладению. Строятся ли они в действительности?

– Их строительство предусматривается Концепцией развития региональных авиаперевозок в АРК. Мы общались с мэрами городов и главами райгосадминистраций, чтобы они при разработке планов развития городов и районов учли места для размещения вертолетных площадок или взлетно-посадочных полос. Это должно быть обязательно предусмотрено, также как яхтенные марины. Здесь очень активно выступил глава Белогорской райгосадминистрации Олег Русецкий. Предварительно, в Крыму необходимо порядка 30 мест, где нужно и можно делать вертолетные площадки.
Если говорить о частных случаях, то строительство вертолетной площадки возможно при условии, что у владельца курортно-рекреационного комплекса или домовладения есть разрешительные документы и необходимая инфраструктура.

– Ялтинская налоговая недавно выявила местного миллионера, который не заплатил налог от проданного им вертолета. Есть ли данные, сколько крымчан имеют в частной собственности вертолеты?

– В нашей стране до сих пор наличие собственного самолета или вертолета вызывает у людей странные чувства, и в то же время мы уже не замечаем, что у кого-то 2 или 3 машины. В западных же странах наличие частного вертолета или самолета – в порядке вещей. В Крыму насчитывается 30 малых воздушных судов, официально зарегистрированных юридическими или физическими лицами в Госавиаслужбе Украины. Предположительно, из них 26 самолетов и 4 вертолета. Для того, чтобы сесть за штурвал воздушных судов, необходимо пройти обучение и сдать на права. Также пилоты предоставляют большой пакет документов – удостоверение, формуляр, летная годность, подтверждающая, что этот вертолет или самолет соответствует всем необходимым нормам. Эти данные регистрируются госавиаслужбой Украины. После этого они  имеют право летать на территории Крыма без уведомления не выше 1,5 тыс. км.
В Крыму в районе Евпатории есть оборудованная частная взлетно-посадочная полоса – 600 метров грунтовой дороги и площадка для малых авиасудов.

– Часто ли в Крыму происходят трагические случаи с участием вертолетов/самолетов?

– Конечно, аварийные ситуации имеют место быть и в Крыму. Особенно, это касается судов, принадлежащих частным лицам, не всегда они, к сожалению, соблюдают правила полета. Расследованием таких случаев занимается транспортная прокуратура. Вот недавно в Сакском регионе в море упал вертолет. К счастью,  пилот остался жив и самостоятельно добрался до берега.
В Украине существует 11 школ обучения пилотов – в Киеве, Николаеве, Харькове и т. д. Наша Концепция в последующих этапах предполагает создание такой школы, потому что у нас очень много людей,  живущих малой авиацией.

– Сколько в Крыму насчитывается аэродромов и других объектов, которые сейчас не эксплуатируются, и какова их судьба?

– В Крыму насчитывается около 10 аэродромов, вертодромов и вертолетных площадок, которые не используются по назначению и требуют ремонта, реконструкции и модернизации. Это аэродром «Джанкой», взлетно-посадочная полоса в селе Рисовом (Красноперекопский район), вертолетная площадка на горе Орта-Тау (Белогорский район), которая сейчас используется в туристических целях. Также это вертолетная площадка в селе Первомайское (Кировский район), взлетно-посадочная полоса на Караби-Яйла (Белогорский район), аэропорт Керчь. Их планируется задействовать при реализации Концепции развития региональных авиаперевозок в АРК.

– В Крыму выставлен на продажу Багеровский аэродром под Керчью. По вашему мнению, правильно ли это и что с ним будет?

– Вопрос возможности реконструкции и дальнейшего использования аэродрома Багерово (Ленинский район) изучался с привлечением специалистов из Киева, которые сделали вывод, что он не подлежит восстановлению.
Когда оттуда ушли военные, всю инфраструктуру растащили, там практически ничего не осталось. Он не пригоден ни для пассажироперевозок, ни для грузоперевозок.
Поэтому и было принято решение о реализации плит взлетно-посадочной полосы, которые находились в фонде имущества Крыма. Насколько я знаю, аукцион уже состоялся и их продали за 14 млн. грн. Эти деньги распределили по сельсоветам Ленинского района.

– В Крыму есть уникальный авиационный тренировочный комплекс НИТКА в Саках. Расскажите о его судьбе в настоящее время, проходят ли там испытания? Кому он принадлежит?

– На этом уникальном сооружении мне удалось побывать лично. Чтобы было понятно, скажу, что комплекс представляет собой закопанный в землю в натуральную величину авианосец – это тренажер для учения летчиков палубной авиации. Принадлежит он Министерству обороны Украины, но в связи с тем, что у нас нет авианосцев, нет палубной авиации, его сдают в аренду ВВС России, которые там регулярно проводят учения. Думаю, он используется на благо обеих стран, потому что если его не использовать, то с ним может произойти то же самое, что и с другими аэродромами Крыма.

– Какой сейчас статус имеет аэродром «Бельбек», совершаются ли там пассажирские перевозки или только чартерные рейсы?

– Военный аэропорт «Бельбек» находится за пределами территориальной принадлежности АРК – в Севастополе. Он обслуживает в основном литерные (правительственные) воздушные суда.

Анна Ченская